5.1.1 Прямой метод измерения яркости основан на использовании специальных яркомеров с отчетом показаний непосредственно в единицах яркости. Показания яркомеров усредняются в пределах угла зрения, определяемого фокусным расстоянием объектива и размером используемой на фотоприемнике диафрагмы. Угол зрения яркомера в радианах или градусах указывают в паспорте средства измерений.
5.1.2 Яркомер должен соответствовать требованиям к спектральной коррекции чувствительности в соответствии с относительной спектральной световой эффективностью монохроматического излучения для дневного зрения , которая обеспечивается за счет использования корригирующих фильтров.
5.1.3 Диапазон линейности световой характеристики яркомера определяет динамический диапазон прибора, то есть наименьшее и наибольшее значения яркости, которые могут быть измерены яркомером с указанной в паспорте погрешностью. Наименьшее значение яркости, измеряемое яркомером, не может иметь нулевое значение, так как определяется порогом чувствительности. Порог чувствительности высокочувствительных яркомеров составляет 10 кд/м. Наибольшее значение яркости, измеряемое яркомером, определяется тепловой нагрузкой элементов фотоприемника и составляет 10 кд/м.
5.1.4 Среднюю яркость рабочей поверхности , кд/м, рассчитывают усреднением яркости отдельных элементов поверхности по формуле
, (1)
где - яркость -й элементарной площадки рабочей поверхности, кд/м;
- порядковый номер элементарной площадки рабочей поверхности;
- число элементарных площадок рабочей поверхности.
5.1.5 Прямой метод измерения яркости дорожного покрытия
Измерения проводят стационарным способом. На дорожной поверхности выбранного контрольного участка дороги размечают и маркируют точки измерений в соответствии с разметкой точек расчетного поля, как показано в приложении Б. Перед измерением маркировку, попадающую в поле измерения яркомера, удаляют.
Измерения проводят яркомером по схеме с фиксированным или перемещаемым положением яркомера.
Для проведения измерений по схеме с фиксированным положением яркомера [рисунок 1а)] используют яркомер, угловая апертура которого составляет не более двух угловых минут в вертикальной плоскости и 20 угловых минут в горизонтальной плоскости. Яркомер устанавливают в положение, соответствующее положению наблюдателя, и, нацеливаясь поочередно на каждую точку контрольного поля, проводят отсчет показаний.
Схему с перемещаемым положением яркомера [рисунок 1 б)] применяют при использовании яркомеров с угловой апертурой в вертикальной плоскости не более 30 угловых минут. Яркомер устанавливают поочередно перед каждой точкой контрольного участка по ходу движения транспорта, на высоте и удалении от данной точки измерения, при которых оптическая ось яркомера направлена в указанную точку под углом 1° к плоскости дороги и лежит в вертикальной плоскости, параллельной оси дороги. Размеры измеряемого участка покрытия дороги, выделяемого апертурным полем яркомера, не должны превышать 2,5 м в продольном направлении и 0,5 м в поперечном направлении. Для облегчения нацеливания используют лазерную указку, жестко закрепленную на яркомере.
а) Схема с фиксированным яркомером
б) Схема с перемещаемым яркомером
1 - ОП; 2 - контрольный участок; 3 - точка измерения; 4 - оптическая ось; 5 - яркомер
Рисунок 1 - Расположение контрольного участка при измерении средней яркости дорожного покрытия
В случае ограничения времени проведения измерений допускается уменьшение числа точек измерений за счет увеличения шага сетки. Минимальное и максимальное значения яркости допускается измерять соответственно в наименее и наиболее ярких зонах контрольного участка, определяемых визуально.