11.1 Общие положения
До начала испытания, после каждого испытания и периодически в ходе испытания на усталость лопасть необходимо визуально проверять как снаружи, так и внутри.
Дополнительно к визуальному осмотру проводят инфракрасное или ультразвуковое обследование и акустическую эмиссию.
Результаты обследования заносят в протокол. Обследование должно сопровождаться соответствующей документацией.
Важные установленные или внедренные электронные системы, такие как регулятор затухания или датчики управления, проверяют на правильное функционирование.
Необратимые изменения свойств лопасти считают повреждением. К повреждениям относят:
- аварийную поломку испытуемой лопасти;
- остаточную деформацию, потерю жесткости или изменение других свойств;
- поверхностное повреждение.
Выявленное повреждение должно быть осмотрено проектировщиком для его оценки (см. 11.5).
Для детального изучения повреждения после испытания лопасть может быть разделена на секции.
11.2 Аварийная поломка
Аварийная поломка - это разрушение компонентов или всей испытуемой лопасти.
В результате аварии нарушаются функционирование лопасти и требования безопасности. Аварийными поломками считают:
- поломку или разрушение конструкции лопасти;
- полное разрушение структурных элементов, таких как внутренние или внешние соединяющие направляющие, покрытия, поперечный каркас, крепеж комеля и т.д.;
- отделение важных частей от основной конструкции.
В процессе испытаний аварийные поломки, как правило, хорошо видны.
Осмотр должен быть задокументирован, в том числе с применением фото- или видеоматериалов.
11.3 Остаточная деформация, потеря жесткости или изменение других свойств лопасти
Массу, центр тяжести и собственную частоту колебаний измеряют/определяют до статического испытания (см. 7.2, 10.4.1 и 10.4.2) и оценивают в сравнении с проектными значениями. Другие свойства лопасти по 10.2.3 и 10.2.4 (распределение напряжения и изгиб) определяют как после статического испытания, так и после испытания на усталость.
По результатам измерений по 10.2.2-10.2.4 и 10.4.2 оценивают потерю жесткости и/или остаточную деформацию лопасти.
11.4 Поверхностное повреждение
Время и степень повреждения поверхности лопасти должны быть указаны в протоколе испытаний.
К поверхностным повреждениям относят следующее:
- небольшие трещины на покрытии или на линиях стыков;
- разрушение покрытия;
- отслаивание краски;