6.16.1 При проектировании сооружений автомобильных дорог на территории месторождений нефти руководствуются СП 37.13330.2012, СП 34.13330.2012, ГОСТ 21.701, [34].
6.16.2 Для транспортного обслуживания предприятий, объектов, зданий и сооружений нефтедобычи предусматривают:
- межплощадочные автомобильные дороги, в том числе:
а) основные, соединяющие площадки ЦПС, УПН, УПГ, ДНС, УПСВ, КС, ПСП, КНС между собой и с внешними транспортными магистралями;
б) вспомогательные (технологические и вдольтрассовые проезды), предназначенные для обеспечения подъездов к площадкам скважин, кустов, измерительных установок, сепарационных установок, задвижек, СОД, ВРП и др., а также для проездов вдоль линейных сооружений;
- внутриплощадочные автомобильные дороги к зданиям и сооружениям, расположенным на территории площадок ЦПС, УПН, УПГ, ДНС, УПСВ, КС, ПСП, КНС;
- зимние автодороги.
6.16.3 Проектирование автомобильных дорог проводят, исходя из минимальных капитальных затрат на строительство, в соответствии со схемами размещения проектируемых площадок и линейных сооружений на территории месторождений нефти с учетом следующих требований:
- прокладка трассы по кратчайшему расстоянию с минимальным количеством углов поворота;
- прокладка трассы в коридоре коммуникаций с соблюдением разрывов согласно нормам;
- минимальное количество пересечений с существующими коммуникациями и постоянно действующими водотоками;
- обход озер и непроходимых болот;
- обход участков с неблагоприятными мерзлотными процессами: с наличием наледи, бугров пучения, склонов, подверженных солифлюкции, термокарстом.
6.16.4 Требования на строительство автомобильных дорог или обеспечение возможности подъезда к тем или иным объектам, зданиям и сооружениям нефтяного промысла, их классификацию по месту расположения (межплощадочные или внутриплощадочные), назначению (основные или вспомогательные), срокам использования (постоянные или временные), категории и технические показатели (конструкция дорожной одежды, ширина проезжей части и др.) определяют в проекте с учетом объективных факторов района расположения месторождения нефти и близости от транспортных магистралей.
6.16.5 Для вспомогательных автомобильных дорог с невыраженным грузооборотом параметры элементов плана и продольного профиля определяют в соответствии с СП 37.13330.2012.
6.16.6 При проектировании земляного полотна учитывают принятый тип дорожной одежды, свойства грунтов, используемых для отсыпки, особенности инженерно-геологических и природных условий района строительства, а также опыт эксплуатации дорог в данном регионе.
6.16.7 Высоту насыпи определяют в соответствии с основными положениями СП 34.13330.2012.
6.16.8 Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировка территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
6.16.9 В качестве водопропускных сооружений используют железобетонные, металлические электросварные, гладкостенные из гофрированных элементов трубы согласно СП 35.13330.2011, СП 46.13330.2012, [35].
Трубы проектируют капитального типа. При этом нижняя часть несрезаемой трубы выступает из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом выступает из насыпи не менее чем на 0,5 м.
Отверстия труб назначают, исходя из пропуска расчетного расхода требуемой вероятности превышения, но не менее:
- 1,0 м - при длине трубы до 30 м;
- 0,75 м - при длине трубы до 15 м.
Для водопропускных труб, расположенных в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40°С (с обеспеченностью 0,92), предусматривают только безнапорный режим работы.
6.16.10 При проектировании водопропускных труб на переходах малых и средних водотоков в местах возможного образования наледи проектируют водопропускное сооружение совместно с противоналедными мероприятиями согласно СП 35.13330.2011 (пункт 5.8).
На постоянно действующих водотоках предусматривают строительство мостов, которые позволяют сохранить тепловой и водный безнапорный режим водотока. Проектирование мостов выполняют в соответствии с СП 35.13330.2011, СП 46.13330.
6.16.11 Обустройство дороги, организация и безопасность движения
Для организации безопасности движения и ориентации водителей проектируемые автодороги оборудуют дорожными знаками и указателями в соответствии с СП 34.13330.2012, ГОСТ Р 52289.