ГОСТ 34510-2018
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЕСА ЗУБЧАТЫЕ ТЯГОВЫХ ПЕРЕДАЧ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Методы определения изгибной и контактной усталостной прочности
Transmission tooth gears of the traction main railway stock. Methods for determination of bending and contact fatigue strength
МКС 45.040
Дата введения 2019-09-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 декабря 2018 г. N 114-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Такжикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 4-2022).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 января 2019 г. N 7-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34510-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2019 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2022 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Требования настоящего стандарта распространяются на эвольвентные цилиндрические ведущие и ведомые прямозубые, косозубые и шевронные зубчатые колеса (далее - зубчатые колеса) или венцы составных зубчатых колес, применяемые в тяговых передачах локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для определения изгибной и контактной усталостной прочности зубьев зубчатых колес.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 25.507-85 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы испытания на усталость при эксплуатационных режимах нагружения. Общие требования
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 16531-83 Передачи зубчатые цилиндрические. Термины, определения и обозначения
ГОСТ 21354-87 Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность
ГОСТ 23207-78 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии с ГОСТ 16504, ГОСТ 16531 и ГОСТ 23207, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 изгибная усталостная прочность: Способность материала зубчатого колеса выдерживать циклов нагружения без разрушения при предельной изгибной нагрузке на зуб.
Примечание - Понятие "зубчатые колеса" в рамках настоящего стандарта означает, что понятия ведущего и ведомого зубчатых колес использованы одновременно, и относится к любому из них.
3.2 контактная усталостная прочность: Способность материала противостоять накоплению повреждений и последующему разрушению поверхностных слоев в виде ямок выкрашивания (питтинг) или трещин под действием переменных контактных рабочих напряжений.
3.3 предел контактной выносливости: Значение контактного напряжения, установленное в соответствии с базовым числом циклов напряжений.
3.4 метод взаимной нагрузки: Метод контроля с использованием стенда с кинематической схемой, состоящей из двух редукторов.
Примечание - Конструкция стенда может состоять из приводного двигателя на входе с электрическим генератором (или гидравлическим тормозом) на выходе.
4.1.1 Оборудование и организация рабочих мест при проведении испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003.
4.1.2 Требования к производственным процессам при проведении испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002.
4.1.3 Требования к воздуху рабочей зоны должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.
4.1.4 Перед началом испытаний персонал, осуществляющий их проведение, должен проходить обучение по охране труда в форме проведения соответствующего инструктажа в соответствии с ГОСТ 12.0.004.
4.2.1 Испытания должны проводить в помещениях, имеющих освещенность на рабочих местах не менее 400 лк, оборудованных системой вентиляции и отопления, при температуре от 15 до 30°С и относительной влажности от 30 до 60%.
4.2.2 Перед проведением испытаний зубчатое колесо должно быть выдержано в помещении, в котором будут проводить испытания, не менее 4 ч.
4.3.1 При определении изгибной усталостной прочности используют универсальные испытательные машины (стенды), отвечающие следующим требованиям:
- максимальная амплитуда динамической нагрузки - не менее 600 кН;
- предел допускаемой погрешности нагрузки - не более ±3% от измеряемой величины.
При проведении испытаний с использованием универсальной испытательной машины следует учитывать следующее:
- контроль нагрузки осуществляют с использованием штатных силоизмерительных устройств, которыми оснащена испытательная машина;
- испытания проводят при знакопостоянном асимметричном цикле нагружений с минимальным коэффициентом асимметрии цикла, допускаемым по условиям устойчивой работы машины.
4.3.2 Для проведения испытаний на контактную усталостную прочность зубьев используют машины для испытаний на контактную усталость или машины для испытаний на трение и износ. Испытательные машины (стенды) должны удовлетворять следующим требованиям:
- погрешность фиксации момента разрушения не должна превышать 0,5% значения измеряемой величины;
- суммарная погрешность нормальной нагрузки Р не должна превышать 3% значения измеряемой величины для всех схем нагружения;
- суммарная погрешность касательной нагрузки, погрешность заданного коэффициента проскальзывания и погрешность заданной частоты нагружения образца не должны превышать 5% значения измеряемой величины;
- погрешность заданной температуры испытаний не должна превышать 5°С;
- должна быть реализована одна из следующих схем нагружения качения образцов: качение без проскальзывания, качение с проскальзыванием, качение с внешней касательной нагрузкой;
- должна быть автоматическая запись (регистрация) исполнительного режима нагружения;
- следует контролировать постоянство температуры испытаний;
- необходимо обеспечивать постоянство подачи смазочного материала;
- должен быть режим автоматического выключения при резком (превышающем установленную выше суммарную погрешность нормальной или касательной нагрузки) увеличении либо уменьшении нагрузки или при прекращении подачи смазочного материала;
- должно быть автоматическое выключение при возникновении дефектов (трещин, выкрашивания) рабочей поверхности образца.
Примечания
1 В случае невозможности автоматической регистрации исполнительного режима нагружения допускается его ручная регистрация в журнале контроля, форма которого приведена в приложении А.
2 Допускается периодическое отключение машины вручную для выявления момента возникновения дефекта визуальным методом, если отсутствует возможность автоматического выключения.
4.3.3 Смазка при испытаниях должна соответствовать смазке, определенной технической документацией на эксплуатацию зубчатого колеса.
4.3.4 Испытательные машины (стенды) должны быть аттестованы в порядке, установленном национальным органом, в ведении которого находятся вопросы метрологического обеспечения*.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.568-2017 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".
4.4.1 Общие требования
4.4.1.1 Испытания по определению изгибной усталостной прочности проводят на зубчатом колесе путем нагружения пары зубьев.