3.3.1 вспомогательные средства для коммуникационной терапии и коммуникационного обучения: Вспомогательные средства для улучшения навыков письменного и разговорного (устного) общения. | assistive products for communication therapy and communication training | |
3.3.2 голосо-речевой реабилитационный тренажер: Вспомогательное средство для тренировки и развития голоса и речи, особенно в отношении издавания отдельных труднопроизносимых звуков. Примечание - Голосо-речевые тренажеры включают, например, тренажеры разговорного языка и акустические спектральные анализаторы. | rehabilitation voice and speech trainer | |
3.3.3 учебный материал для развития навыков чтения: - | training material for developing reading skills | |
3.3.4 учебные материалы для развития навыков письменной речи: - | training materials for developing writing skills | |
3.3.5 вспомогательные средства обучения альтернативной и аугментальной коммуникации: Вспомогательные средства обучения технике альтернативной коммуникации и лексике, позволяющие осуществлять общение между людьми с нарушениями сенсорных функций организма. Примечание - Вспомогательные (реабилитационные) средства обучения альтернативной и аугментальной коммуникации включают, например, азбуку Брайля для слепых, язык символов, Блисс-язык. | assistive products for training in alternative and augmentative communication | |
3.3.6 слухоречевой реабилитационный тренажер: Тренажер, предназначенный для индивидуальной коррекции нарушения слуха в процессе формирования устной речи, развития слухового восприятия и корректировки произношения у человека с нарушенными психическими или(и) сенсорными функциями организма [речи или(и) слуха]. Примечание - Технические требования и методы испытаний слухоречевых тренажеров определены в ГОСТ Р 51076. | rehabilitation trainer for speech hearing training | |
3.3.7 вспомогательное средство обучения тактильной коммуникации: Вспомогательное средство обучения и тренировки тактильной коммуникации (т.е. чтению по складам с помощью осязания пальцев) для слепоглухих людей. | assistive product for training tactile communication | |
3.3.8 вспомогательное средство обучения языку жестов и знаков: Вспомогательное средство обучения людей с нарушением слуха (глухих) жестовому языку. | assistive product for training in gesture and sign language | |
3.3.9 вспомогательное средство обучения способности понимать речь по движению губ: Вспомогательное средство обучения и тренировки людей с нарушением функции слуха (глухих и тугоухих) понимать, что говорят другие люди, наблюдая за движением их губ. | assistive product for training in lip-reading | |
3.3.10 вспомогательное средство обучения и коррекции устной речи: Вспомогательное средство (аппаратура), предназначенное для обучения (тренировки) человека с нарушением речи правильному произношению звуков и слов. | assistive product for training in cued speech | |
3.3.11 вспомогательное средство обучения азбуке Брайля: Вспомогательное средство обучения (тренировки) человека с нарушенной функцией зрения (слепого) способности читать и писать с помощью азбуки системы письма Брайля, в которой буквы и символы выполнены в виде набора выпуклых (рельефных) точек. | assistive product for Braille training | |
3.3.12 вспомогательное средство обучения способности общения с помощью языка изобразительных символов: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными функциями организма умению пользоваться при общении упрощенными и формализованными картинками, которые изображают объект информации. | assistive product for training in icon symbols | |
3.3.13 вспомогательное средство обучения Блисс-языку: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными функциями организма способности общения с помощью специального языка картинок (Блисс-языку). | assistive product for training in Bliss-communication | |
3.3.14 вспомогательное средство обучения способности общения с помощью изобразительных средств: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными функциями организма способности общаться с помощью изобразительных средств (картинок, рисунков и т.д.), которые иллюстрируют слова или сентенции, являющиеся объектом информации. | assistive product for training ability in communication by graphic means | |
3.3.15 вспомогательное средство обучения азбуке Морзе: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными функциями организма способности общаться с помощью азбуки Морзе, в которой каждая буква алфавита представляет собой набор расположенных в определенной последовательности знаков или звуков. | assistive product for training in Morse communication | |
3.3.16 вспомогательное средство обучения способности к воздержанию: Вспомогательное средство обучения человека, страдающего недержанием, умению контролировать работу мочевого пузыря и кишечника. | assistive product for continence ability training | |
3.3.17 вспомогательное средство обучения познавательным навыкам: Вспомогательное средство обучения человека, имеющего нарушение психических функций организма, навыкам, которые лежат в основе умственной и логической деятельности человека (память, внимание, умение сосредоточиться, мышление). | assistive product for training in cognitive skills | |
3.3.18 вспомогательное средство для тренировки памяти: Вспомогательное средство для тренировки и развития у человека с нарушенными психическими функциями организма способности запоминать приобретенные навыки. | assistive product for memory training | |
3.3.19 вспомогательное средство обучения последовательности действий: Вспомогательное средство обучения и развития у человека с нарушенными психическими функциями организма способности употреблять слова, номера и т.п. в правильном порядке. | assistive product for training in action sequencing | |
3.3.20 вспомогательное средство для тренировки внимания: Вспомогательное средство для обучения (тренировки) и развития у человека с нарушенными психическими функциями организма способности концентрировать свое внимание и сосредоточиться. | assistive product for training in attention | |
3.3.21 вспомогательное средство обучения навыкам умозрительного восприятия: Вспомогательное средство обучения и развития у человека с нарушенными психическими функциями организма способности правильно различать и сравнивать различные предметы по размеру, форме, цвету и т.п. и использовать приобретенные навыки в своей повседневной деятельности. | assistive product for training in concept development | |
3.3.22 вспомогательное средство обучения способности классифицировать: Вспомогательное средство обучения и развития у человека с нарушенными психическими функциями организма способности группировать различные предметы и вещи исходя из общих признаков. | assistive product for training in classification ability | |
3.3.23 вспомогательное средство обучения навыкам индуктивного/дедуктивного мышления: Вспомогательное средство обучения и развития у человека с нарушенными психическими функциями организма умения логически мыслить, выстраивая умозаключения на основе обобщения и интерпретации совокупности фактов. | assistive product for training inductive/deductive reasoning skills | |
3.3.24 вспомогательное средство обучения основным обиходным навыкам: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными статодинамическими, сенсорными или(и) психическими функциями организма базовым исходным знаниям, которые необходимы ему для дальнейшего развития образования, а также в деятельности, позволяющей участвовать в жизни общества. | assistive product for training in basic everyday skills | |
3.3.25 вспомогательное средство обучения способности считать: Вспомогательное средство обучения и развития способности человека с нарушенными психическими функциями организма (восприятия, мышления) овладеть знанием системы единиц, научиться считать и производить арифметические действия. | assistive product for training in counting ability | |
3.3.26 вспомогательное средство обучения способности озвучивать письменный текст [читать вслух]: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными или(и) психическими функциями организма способности воспринимать и воспроизводить изображение букв и их произношение [читать вслух]. | assistive product for training the ability to voice written text [read aloud] | |
3.3.27 вспомогательное средство обучения способности понимания времени: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными или(и) психическими функциями организма умению ориентироваться во времени (различать время, пользоваться часами и т.п.). | assistive product for training in understanding of time ability | |
3.3.28 вспомогательное средство обучения способности различать денежные знаки: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными или(и) психическими функциями организма способности воспринимать основные понятия в сфере денежного обращения и функций денег, а также различать денежные знаки и пользоваться ими. | assistive product for training in understanding of money ability | |
3.3.29 вспомогательное средство обучения способности измерять [взвешивать]: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными или(и) психическими функциями организма способности правильно воспринимать понятия единиц физических величин (длина, объем и др.), а также практически применять их при измерении реальных объектов. | assistive product for training in understanding measurement of size [weight] ability | |
3.3.30 вспомогательное средство обучения основам геометрии: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными сенсорными или(и) психическими функциями организма умению воспринимать и воспроизводить основные понятия в области геометрических форм, а также различать основные геометрические фигуры, именовать и сравнивать их. | assistive product for training in basic geometry skills | |
3.3.31 вспомогательное средство обучения общеобразовательным дисциплинам: Вспомогательное средство обучения человека с ограничением жизнедеятельности из-за нарушения статодинамических, сенсорных или(и) психических функций организма разнообразным учебным (педагогическим) дисциплинам (предметам), содействующее получению им образования и достижению социальной адаптации. | assistive product for training in educational subjects | |
3.3.32 вспомогательное средство обучения родному [иностранному] языку: Вспомогательное средство обучения человека с нарушенными психическими или(и) сенсорными функциями организма родному (иностранному) языку. | assistive product for native [foreign] language training | |
3.3.33 вспомогательное средство обучения трудовым навыкам: Вспомогательное средство обучения и развития человека с ограничением жизнедеятельности из-за нарушения статодинамических, сенсорных или(и) психических функций организма способности осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы. | assistive product for labor skills training | |
3.3.34 вспомогательное средство обучения гуманитарным дисциплинам [предметам]: Вспомогательное средство обучения человека с ограничением жизнедеятельности гуманитарным дисциплинам, например истории, философии и литературы. | assistive product for training in humanitarian disciplines [subjects] | |
3.3.35 вспомогательное средство обучения социологическим дисциплинам [предметам]: Вспомогательное средство обучения человека с ограничением жизнедеятельности социальным дисциплинам, таким как социология и психология. | assistive product for training in social sciences [subjects] | |
3.3.36 вспомогательное средство обучения математике и естественнонаучным дисциплинам: Вспомогательное средство обучения человека с ограничением жизнедеятельности математике и естественнонаучным дисциплинам, например биологии, физике и химии. | assistive product for training in mathematics and natural sciences | |
3.3.37 вспомогательные средства обучения в сфере искусства: Вспомогательные средства для приобретения и развития функциональных способностей человека с ограничением жизнедеятельности, а также музыкальные инструменты, позволяющие ему проявить артистические способности в широком диапазоне. Примечание - Средства обучения в сфере искусства включают, например, средства обучения: - музыкальному искусству, в том числе игре на специальных музыкальных инструментах и пению; - техническим приемам рисования и черчения; - драматическому искусству и технике танцев. | assistive product for training in art | |
3.3.38 вспомогательные средства обучения обращению с устройствами управления с продуктами и вещами: - Примечание - Вспомогательные (реабилитационные) средства обучения обращению с устройствами управления с продуктами и вещами включают, например, средства обучения обращению: - с "мышью"; - джойстиком (ручками, рычагами управления); - электрическими выключателями (переключателями); - клавиатурой, а также обучения умению выбирать технические приемы. | assistive products for training in handling the control devices with products and goods | |
3.3.39 вспомогательные средства обучения повседневным бытовым навыкам: - Примечание - Вспомогательные (реабилитационные) средства обучения повседневным бытовым навыкам включают, например, средства обучения: - умению пользоваться ортезами и протезами; - персональной мобильности, в том числе оборудование для обучения, например, ходьбе и пользованию креслом-коляской; - домоводству. | assistive products for training in daily living skills | |
3.3.40 вспомогательное средство обучения [тренировки] способности изменять или приспосабливать положение тела (биол.): - | assistive products learning [training] in changing and maintaining body position (byol) | |
3.3.41 вспомогательное средство обучения социальным навыкам: Вспомогательное средство обучения человека с нарушением психических функций организма способности общаться или(и) контролировать свое поведение, умению взаимодействовать с внешним миром как в отношении индивидуальной социальной интеграции, так и во взаимосвязи с другими людьми. | assistive product for training in social skills | |
3.3.42 вспомогательное средство обучения социальному поведению: Вспомогательное средство обучения человека с нарушением психических функций организма способности общаться или(и) контролировать свое поведение, умению взаимодействовать и жить в гармонии с другими индивидуумами. | assistive product for training in social behavior | |
3.3.43 вспомогательное средство обучения навыкам личной безопасности: Вспомогательное средство обучения человека с ограничением жизнедеятельности умению опознавать (распознавать) внешние факторы, представляющие собой опасность, виды и назначение сигналов оповещения о чрезвычайной ситуации, а также правилам безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях. | assistive product for personal safety training | |
3.3.44 вспомогательное средство обучения правилам передвижения вне дома: Вспомогательное средство обучения человека с ограничением жизнедеятельности навыкам передвижения вне дома, например пользования общественным транспортом, маршрутом и расписанием движения транспорта. | assistive product for training the rules of movement outside the home |