Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2018 Кресла-коляски. Часть 1. Определение статической устойчивости

     4.1 Статическая устойчивость

Теоретически нагруженное кресло-коляска будет оставаться статически устойчивым до тех пор, пока линия действия силы тяжести, исходящая из центра тяжести, не будет выходить за пределы площадки, ограниченной контуром, соединяющим точки контакта (см. 3.4) колес кресла-коляски с землей. Устойчивость кресла-коляски возрастает по мере того, как увеличивается угол между вертикальной плоскостью, проходящей через ось опрокидывания, и плоскостью, проходящей через центр тяжести и ось опрокидывания. Кресло-коляска опрокинется тогда, когда угол наклона будет превышать этот измеренный угол (см. рисунок 1) относительно оси наклона. Кресла-коляски могут опрокидываться либо относительно оси, проходящей через точки контакта колес с поверхностью, когда колеса кресла-коляски заблокированы, или относительно оси колес в тот момент, когда колеса кресла-коляски не заблокированы (см. рисунок 1).

Так как место, в котором находится центр тяжести, неизвестно, измерить угол опрокидывания напрямую невозможно. Поэтому его определяют, располагая кресло-коляску на испытательной платформе с регулируемым углом наклона, и измеряют угол наклона, при котором кресло-коляска начинает опрокидываться. Угол наклона испытательной платформы эквивалентен углу опрокидывания.

1 - центр тяжести кресла-коляски с манекеном; 2 - вертикаль; 3 - ось опрокидывания кресла-коляски с блокируемыми колесами; 4 - угол наклона кресла-коляски как с блокируемыми, так и разблокируемыми колесами; 5 - ось опрокидывания кресла-коляски с блокируемыми колесами (когда колеса не заблокированы); 6 - угол наклона кресла-коляски с неблокируемыми колесами, когда колеса не заблокированы

Рисунок 1 - Демонстрация углов опрокидывания кресла-коляски (на примере опрокидывания)

В случае испытания кресла-коляски с неблокируемыми колесами ось опрокидывания кресла-коляски проходит по осям колес, а центр тяжести соответствует центру тяжести нагруженного кресла-коляски, за исключением массы неблокируемых колес кресла-коляски.

Примечание - Так как это довольно незначительный эффект, он четко не проиллюстрирован на рисунках настоящего стандарта.