Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58223-2018 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

     7 Принципы антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

7.1 Реализация основных задач в рамках настоящего стандарта осуществляется на следующих принципах:

- приоритетность развития конкуренции;

- обеспечение баланса интересов правообладателей интеллектуальной собственности и развития конкуренции на товарных рынках;

- эффективность и комплексность мер правоприменительной конкурентной практики;

- определенность и неотвратимость санкций за антиконкурентные действия (бездействие);

- снижение административных барьеров и экономическая обоснованность принимаемых решений;

- дифференциация защиты от недобросовестной конкуренции;

- информационная открытость, гласность и объективность;

- координация и взаимодействие.

7.2 Приоритетность развития конкуренции предусматривает развитие конкуренции как приоритета государственной экономической политики на основе конституционных гарантий поддержки конкуренции, свободы творчества и экономической деятельности, а также равенства признания и защиты всех форм собственности.

7.3 Обеспечение баланса между интересами правообладателей исключительных прав и публичными и частными интересами развития конкуренции на товарных рынках осуществляется на основе разумного сочетания законодательных запретов монополизации, злоупотребления правом и недобросовестной конкуренции в экономической деятельности и ограничений их применения для сферы интеллектуальной собственности, оптимизации подходов к определению перечня запрещенных практик, признаваемых недобросовестной конкуренцией в сфере интеллектуальной собственности, включая злоупотребления со стороны правообладателей.

7.4 Эффективность и комплексность мер правоприменительной практики обеспечиваются на постоянной компетентной основе в рамках деятельности единого антимонопольного органа, уполномоченного по контролю за соблюдением законодательных запретов на антиконкурентные действия и недобросовестную конкуренцию, предупреждению, выявлению, пресечению таких нарушений и привлечению к ответственности за них.

7.5 Определенность и неотвратимость применения штрафных санкций за совершение антиконкурентных действий в отношении хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и должностных лиц органов власти достигаются путем обеспечения соразмерности этих санкций степени угрозы таких нарушений для конкуренции [ограничивающие конкуренцию соглашения, злоупотребление доминирующим положением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка)], исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара или из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара, на рынке которого совершено правонарушение. При этом применение норм конкурентного (антимонопольного) законодательства к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) обеспечивается одинаковым образом и в равной мере независимо от организационно-правовой формы и места регистрации таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств - членов ЕАЭС на равных условиях.

7.6 Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынка ИС, предусматривает меры по созданию благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции, в том числе при создании и обороте товаров, работ, услуг и финансов с использованием ОИС, а также при размещении государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКР с использованием предшествующей ИС.

7.7 Дифференциация подходов при организации защиты от недобросовестной конкуренции в сфере ИС и противодействия контрафакту предполагает необходимость учета частных интересов иностранных компаний и публичных интересов вывода отечественной продукции на национальный, евразийский и международный рынки.

7.8 Информационная открытость и гласность проводимой конкурентной (антимонопольной) политики достигаются в том числе посредством размещения сведений о деятельности ЕЭК и антимонопольных органов в средствах массовой информации и сети Интернет с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках ЕАЭС, а также формирования официальной статистической информации на принципах профессиональной независимости; научной обоснованности и сопоставимости; полноты и достоверности; актуальности и своевременности; эффективности затрат и статистической конфиденциальности.

7.9 Координация и взаимодействие предполагают координацию деятельности в рамках настоящего стандарта уполномоченных органов на наднациональном, национальном и региональном уровнях, а также их взаимодействие в рамках выработки и реализации единой, скоординированной и согласованной конкурентной (антимонопольной) политики.

Межгосударственное взаимодействие уполномоченного национального антимонопольного органа с ЕЭК, уполномоченными антимонопольными органами других государств - членов ЕАЭС осуществляется в интересах обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств - членов ЕАЭС путем направления уведомлений, запросов о предоставлении информации, проведения консультаций, информирования о расследованиях (рассмотрении дел), затрагивающих интересы другого государства - члена Союза, проведения расследований (рассмотрения дел) по запросу уполномоченного органа одного из государств-членов и информирования о его результатах.

7.10 К законодательным запретам на осуществление монополистической деятельности применительно к инновациям и ИС относятся:

а) запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) устанавливается исходя из анализа следующих обстоятельств:

- доля хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) и ее соотношение с долями конкурентов и покупателей;

- возможность хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

- наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;

- период существования возможности хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Для признания доминирующего положения достаточно наличие одного из признаков: возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на товарном рынке; возможность устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов; возможность затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При оценке обстоятельств и признаков доминирующего положения используются количественный критерий (указывает на размер рыночной доли хозяйствующего субъекта - соотношение объема производимого и поставленного товара к общему объему товаров, поставленных на рынок всеми хозяйствующими субъектами) и качественный критерий (указывает на размер реальных возможностей хозяйствующего субъекта определять условия обращения товара на товарном рынке).

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.