Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58223-2018 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины, установленные в Договоре о ЕАЭС [1], Гражданском кодексе Российской Федерации [2], Федеральном законе "О защите конкуренции" [3], Федеральном законе "Об организованных торгах" [4], Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" [5], Федеральном законе "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" [6], Федеральном законе "Об акционерных обществах" [7], Федеральном законе "Об инвестиционных фондах" [8], Федеральном законе "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [9], ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 антимонопольный орган: Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

3.2 защита конкуренции: Совокупность мер, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущение, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

3.3 антимонопольное регулирование: Комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможности чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

3.4 единая конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в сфере антимонопольного регулирования для защиты конкуренции на трансграничных рынках (если его географические границы охватывают территории двух и более государств-членов) на основе применения норм и механизмов наднационального унифицированного правового регулирования как общих правил конкуренции, которые обладают прямым действием и должны непосредственно применяться государствами-членами как нормы международного договора, а также на основе решений органов ЕАЭС в рамках их полномочий.

3.5 скоординированная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств - членов ЕАЭС для защиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС на основе общих принципов и подходов, одобренных в рамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения его целей.

3.6 согласованная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов ЕАЭС, в такой степени, которая необходима для достижения его целей.

3.7 хозяйствующий субъект: Коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

3.8 конкуренция: Состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

3.9 доминирующее положение: Положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) либо нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому(им) хозяйствующему(им) субъекту(ам) [субъекту рынка] [группе лиц] возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).

3.10 монополистическая деятельность: Злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные(ое) в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

3.11 признаки ограничения конкуренции: Обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в том числе:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

- отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.12 вертикальное соглашение: Соглашение между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

3.13 недобросовестная конкуренция: Любые направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

3.14 товар: Объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

3.15 товарный рынок: Сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

3.16 контрафакт: Товары, содержащие любые охраняемые результаты интеллектуальной деятельности или приравненные к ним средства индивидуализации, действия с которыми (в том числе изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение) приводят к нарушению исключительных прав их правообладателей (например, оригинальная продукция, ввезенная в ЕАЭС без согласия правообладателей, и поддельная продукция с незаконным использованием охраняемых средств индивидуализации этих товаров, в том числе обозначений, сходных до степени смешения).

3.17 коммерциализация интеллектуальной собственности: Деятельность по получению экономического дохода от реализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности как при использовании объектов интеллектуальной собственности в создании, производстве и продаже товаров (работ/услуг) субъектами товарного рынка, так и при гражданско-правовом обороте интеллектуальной собственности, в том числе в целях привлечения дополнительных инвестиций и докапитализации активов хозяйствующими субъектами как правообладателями.

3.18 предшествующая интеллектуальная собственность: Совокупность исключительных (имущественных) прав на созданные ранее и релевантные теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы объекты интеллектуальной собственности, правообладателями которых могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и третьи лица, в том числе стороны контракта на выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы.