Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58207-2018/ISO/IEC Guide 50:2014 Аспекты безопасности. Руководящие указания по вопросам безопасности детей, рассматриваемым в стандартах и технических условиях

     5.1 Развитие и поведение ребенка

5.1.1 Общие положения

Дети - это не маленькие взрослые. Индивидуальные особенности детей, включая степень развития и подверженность опасностям, предполагают риски получения травм в результате ситуаций, в которые взрослый человек не сможет попасть. Степень развития детей в широком смысле включает размер их тела, его строение, физиологию, физические и когнитивные способности, эмоциональное развитие и поведение. Эти характеристики подвержены изменению по мере роста ребенка. Родители и опекуны часто либо переоценивают, либо недооценивают способности детей на разных этапах развития, что способствует возникновению опасных ситуаций. Также риск возникновения опасности возрастает, так как среда жизнедеятельности детей в большинстве случаев спроектирована с учетом потребностей взрослых людей.

Все характеристики и способности детей, описанные в настоящем разделе, требуют рассмотрения при определении потенциальных опасностей, связанных с продукцией. Следует учитывать, что эти характеристики могут взаимодействовать друг с  другом, повышая риск травматизма. Например:

- познавательный инстинкт может заставить ребенка забраться на лестницу;

- ограниченные когнитивные навыки могут не позволить ребенку осознать, что лестница может оказаться слишком высокой или неустойчивой;

- ограниченные двигательные способности могут привести к ослаблению захвата и, как следствие, к падению.

Особенности взаимодействия детей с продукцией должны рассматриваться как проявления нормального детского поведения. Ненадлежащее толкование термина "неправильное применение" в контексте детского взаимодействия с продукцией может привести к неадекватному рассмотрению возможных опасностей, грозящих детям. Дети регулярно используют продукцию, не предназначенную для них, например микроволновые печи. Когда ребенок взаимодействует с продукцией, часто бывает трудно провести четкое разделение между игрой, активным обучением или надлежащим использованием. В целях эффективного обеспечения безопасности не следует проводить различия между этими взаимодействиями.

Обеспечение безопасности не должно нарушать определенный баланс между риском получения травм и свободой детей в процессе исследования и изучения окружающей среды. Для успешной реализации этого положения необходимо снизить риск травматизма на стадии проектирования в соответствии с уровнем развития детей, взаимодействующих с продукцией.

5.1.2 Размер тела и антропометрические данные детей

Некоторые характеристики размера тела детей и распределение веса делают их особенно предрасположенным к травмам. Характер этих травм может также отличаться от характера травм взрослых людей.

Размер детей в сравнении с размером окружающих их предметов вызывает необходимость определения антропометрических данных, включая общий рост, а также длину, ширину и окружность частей тела. Антропометрические данные необходимо учитывать, чтобы установить адекватные требования безопасности. Различные части тела детей, как и у взрослых, могут быть несоразмерными. Дети в пределах одной возрастной группы могут иметь существенные различия в развитии и размерах. Половое созревание может начинаться в разное время.

Примечание - В библиографии приведены ссылки на документы, содержащие информацию об антропометрических данных.


Приведенные ниже примеры демонстрируют, каким образом размер тела и распределение массы у детей могут способствовать возникновению риска получения травм в сравнении с характеристиками взрослых людей.

a) В результате термического повреждения пораженная поверхность по отношению к поверхности всего тела будет больше у ребенка, чем у взрослого. Большая площадь поражения по отношению к малой массе тела может привести к значительной потере жидкости.

b) Маленькие дети имеют относительно большой размер головы по сравнению с размером их тела. Большая масса головы увеличивает вероятность падения, например с мебели или конструкций, на которые дети могут садиться, влезать или стоять. Часто дети падают прямо на голову, не защищаясь от падения руками.

c) Другим результатом большого значения массы головы является высокая вероятность падения в бассейны, ванны, туалеты и т.д., над которыми дети наклоняются или до которых они достают, что, в свою очередь, повышает риск возможного утопления.

d) Относительно большой размер головы предполагает наличие большего пространства, по сравнению с остальным телом, для проникновения ребенка через какое-либо отверстие. Может произойти защемление, если ребенок пролезает ногами вперед через отверстие, в которое не может пройти голова.

e) Относительно большая масса головы увеличивает вероятность и тяжесть травмы спины, шеи, позвоночника.

f) Чтобы добраться до вращающихся и движущихся частей механизмов, электропроводки или других опасных предметов, дети могут засунуть пальцы рук или другие части тела в маленькие отверстия.

g) Малые дозы веществ, безвредные для взрослого человека, могут причинить вред ребенку. Дети могут гораздо сильнее взрослых быть подвержены воздействию химических или радиационных опасностей из-за того, что воздействие вредных факторов будет приходиться на меньшую массу тела.

5.1.3 Развитие двигательных способностей

Развитие двигательных способностей предполагает развитие грубой и мелкой моторики, а также координации. При проектировании безопасной продукции необходимы навыки в части понимания аспектов, связанных с детскими моторными навыками.

Развитие двигательных способностей включает изменения от первоначальных непроизвольных рефлекторных действий до целенаправленных действий. Результатом этих изменений являются приобретение силы и навыков, позволяющих поддерживать голову, наклоняться, сидеть прямо, переворачиваться, ползать, стоять, карабкаться, раскачиваться, ходить и бегать, а также способности манипулировать предметами с помощью рук и пальцев. До тех пор пока равновесие, контроль и сила не будут достаточно развитыми, дети рискуют упасть и оказаться в небезопасном положении, из которого они не смогут выбраться.

Примеры

1 Из лежачего положения младенцы могут доползти до края поверхности и скатиться с нее, а взобраться обратно будут не в состоянии. В результате они могут оказаться зажатыми между предметами и получить позиционную или компрессионную асфиксию.
     


    2 Вставая, младенцы и дети раннего возраста могут запутаться в шнурах, лентах или повязках, до которых они дотягиваются. Когда они сидят или внезапно падают, шнуры могут затянуться вокруг шеи, что может, в свою очередь, привести к удушению.

3 У детей во время ползания одежда и надетые на них вещи (например, рюкзак, аксессуары для волос) могут зацепиться за предметы мебели или за выступы, в результате чего возможно защемление.

4 Дети имеют слабый захват и могут потерять равновесие, следствием чего может явиться падение с высоты.