В последующих разделах настоящего стандарта следует четко различать два термина, а именно - термины "проектирование" и "конфигурирование".
Термин "проектирование" предназначен для четкого описания всех этапов работы и представления технических объектов (например, отдельных компонентов, подсборок, систем), которые существуют в сознании проектировщика.
Термин "конфигурирование", который часто также эквивалентен термину "конфигурирование изделия", в первую очередь предназначен для описания составных частей этого изделия с использованием стандартизованных компонентов и проверенных правил конфигурирования.
5.1 Структурирование знаний
В литературе можно встретить множество разнообразных терминов, определений и представлений терминов, относящихся к знаниям, таких как "структурные типы", "классификация" и т.п.
В настоящем стандарте использован принцип дифференциации знаний. Знания необходимо описывать с помощью следующих пяти структурных параметров:
- тип знаний (knowledge type). Данный параметр характеризует техническую/тематическую область знаний, т.е. область технических знаний, знания о продукции (изделии), методологию использования знаний и т.п.;
- характер знаний (knowledge characteristic). Данный параметр описывает характерные свойства знаний (неявные, явные, индивидуальные, коллективные, внутренние, внешние и т.п.), которые отнесены к определенному типу знаний;
- форма знаний (knowledge form). Данный параметр характеризует форму представления знаний, т.е. в виде текста, формулы, рисунка, правила и т.п.;
- локализация знаний (knowledge location). Данный параметр характеризует место получения (источник) знаний - отдельный специалист, база данных, подразделение компании и т.п.;
- качество знаний (knowledge quality). Данный параметр служит для оценки наличия в компании доступных знаний с качеством, необходимым и достаточным для реализации соответствующих бизнес-процессов. При этом предполагается, что повышение качества знаний будет способствовать успешному выпуску продукции.
Качество знаний можно оценивать с помощью следующих критериев:
- точность;
- прослеживаемость (возможность оперативного контроля);
- полнота;
- полезность;
- достоверность.
По существу можно сказать, что тип знаний характеризует определенные фактические обстоятельства (элементы знаний) и способен включать в себя различные формы знаний, которые в свою очередь могут присутствовать в определенном месте локализации знаний и в определенном (компонентном) составе. Места локализации (источники) знаний необходимо учитывать при их сборе и формировании корпоративной базы знаний. Сравнение существующего объема знаний в базе знаний и объема знаний, необходимого для реализации конкретных бизнес-процессов в компании, позволяет делать выводы о качестве знаний (т.е. о наличии необходимых знаний). При проектировании необходимо определять знания, которые будут непосредственно использованы в процессе проектирования. При разработке продукции (изделия) могут оказаться полезными сведения относительно преобладающих типов знаний и связанной с ними классификации. Сведения о типах знаний в значительной степени коррелируются с местами их локализации и, следовательно, с методами получения знаний. Сведения о преобладающих типах знаний или знаний, необходимых для реализации соответствующего проекта, могут варьироваться в зависимости от конкретного случая и уточняться.
5.2 Сбор и представление знаний
Процедура сбора и представления знаний предназначена для процесса формализации знаний (определения области применения и решения проблем), получаемых из различных источников, т.е. для перевода знаний в явную форму. Этот процесс разбивают на этапы "сбор знаний" и "интерпретация знаний", первый из которых включает их анализ и структурирование. За общим процессом сбора и представления знаний следует процесс их реализации и внедрения (см. 6.3.3):
- этап "сбор знаний" (см. 5.2.1) служит для извлечения и сбора знаний из различных источников знаний, например от специалистов-экспертов, из литературных источников и электронной документации;
- этап "интерпретация знаний" служит для анализа и структурирования собранных знаний, а также для их перевода в универсальную формальную модель процесса решения конкретных проблем в соответствующих KBE-приложениях. Знания могут быть выражены в различных представлениях (см. 5.2.2).
5.2.1 Типы процедуры сбора и представления знаний
В общем случае можно выделить три основных типа процедуры сбора и представления знаний:
- непрямой сбор/представление знаний;
- прямой сбор/представление знаний;
- автоматический сбор/представление знаний.
5.2.1.1 Непрямой сбор/представление знаний