6.2.1 Пригодность для максимально широкого круга пользователей
6.2.1.1 Общая формулировка цели
Система пригодна для максимально широкой аудитории, если она удовлетворяет потребности пользователей различных категорий в различных условиях ее применения.
6.2.1.2 Обсуждение
Представленная цель предполагает охват максимально широкой пользовательской аудитории, а именно пользователей различных категорий в самых разных условиях использования системы. Первоначально могут быть определены не все потенциальные пользователи, поэтому важно гарантировать, что лица, которые могут стать пользователями при оснащении их соответствующими средствами доступа, не будут исключены из пользовательской аудитории.
6.2.1.3 Информационная основа
Рассматриваемая цель сформулирована на основе множественных определений доступной среды, приведенных в 3.1 на основе принципа обеспечения "максимально широкой сферы применения", изложенного в [5].
6.2.1.4 Основные потребности пользователей в доступной среде
Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:
- включения в состав системы пользователей посредством обеспечения доступности;
- обеспечения доступности системы в неблагоприятных условиях жизнедеятельности для пользователей с различными нарушениями.
6.2.1.5 Вопросы для рассмотрения
a) Какова возможная целевая аудитория пользователей системы, рассмотренной в представленной документации?
b) Категории потенциальных пользователей, неучтенных в результате реализации требований и рекомендаций представленной документации?
c) В каких условиях могут использоваться системы, рассмотренные в представленной документации?
d) Какие условия использования могут быть не учтены при реализации требований и рекомендаций представленной документации?
6.2.2 Соответствие ожиданиям пользователей
6.2.2.1 Общая формулировка цели
Система соответствует ожиданиям пользователей, если на основе эксплуатационного опыта, известных условий использования, требований действующего законодательства и нормативных и технических документов и/или условий общепринятых соглашений можно сделать вывод о ее предсказуемости.
6.2.2.2 Обсуждение
В некоторых случаях отсутствие несоответствий в части ожиданий может приводить в замешательство пользователей различных категорий, а также к ряду существенных ошибок. Ожидания пользователей могут быть связаны с конкретными аспектами системы, такими как терминология, выполняемые операции, рабочие характеристики и механизмы взаимодействия. В основе таких ожиданий лежит личный опыт, ввиду чего они могут со временем изменяться или расширяться (например, в результате получения новой информации или прохождения профессионального обучения). Часто ожидания пользователей определяются текущими условиями использования системы и могут изменяться в зависимости от существующих условий. В новых условиях ожидания пользователя будут базироваться на уже знакомых ему условиях использования. Рассматриваемая цель содействует разработчикам в создании систем, взаимодействие с которыми будет предсказуемым для пользователей. Новые разработанные системы могут потребовать от пользователей приобретения новых знаний или профессиональных навыков. Могут возникать существенные затруднения во взаимодействии с системой, когда от пользователя требуется изменение приобретенных практических навыков или привычных методов работы. Это немаловажно, поскольку некоторые пользователи и без того испытывают значительные трудности (которые могут привести к потере способности к манипуляциям) в освоении противоречивых методов или операций, которые они считают аналогичными уже знакомым.
Примечание - Настоящая цель не предусматривает предотвращение развития новых пользовательских ожиданий. Тем не менее рекомендуется обеспечивать соответствие существующим ожиданиям пользователей.
6.2.2.3 Информационная основа
Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа обеспечения "соответствия ожиданиям пользователей", изложенного в [4], и принципа "простоты и удобства использования" из [32].
6.2.2.4 Основные потребности пользователей в доступной среде
Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:
- получения ожидаемых результатов взаимодействия с системой;
- применения своих знаний и практического опыта для успешного взаимодействия с системой;