Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 37101-2018

     
Группа Т50

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Устойчивое развитие в сообществах

     
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

     
Общие принципы и требования

     
Sustainable development in communities. Management system. General principles and requirements



ОКС 03.120.10

ОКПД2 70.22

Дата введения 2019-03-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 августа 2018 г. N 461-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 37101:2016* "Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента для устойчивого развития. Требования и руководство для использования" (ISO 37101:2016 "Sustainable development in communities - Management system for sustainable development - Requirements with guidance for use", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе национальных стандартов Российской Федерации

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие к ИСО 37101:2016


ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член ИСО, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе также принимают участие международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Процедуры, используемые для разработки настоящего стандарта, и его дальнейшее обслуживание описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии утверждения различных видов документов ИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Значения терминов ИСО и выражений, относящихся к оценке соответствия, а также информация о соответствии стандартов ИСО соглашению Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ) - согласно www.iso.org/iso/foreword.html.

Международный стандарт ИСО 37101:2016 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТС 268 "Устойчивое развитие в административно-территориальных образованиях".

Введение


Настоящий стандарт использует комплексный подход к разработке требований системы менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая города, и обеспечивает руководство с целью:

- увеличения вклада сообществ в устойчивое развитие;

- содействия разумности и адаптивности в сообществах с учетом их территориальных границ;

- оценивания результатов деятельности сообществ в продвижении к устойчивому развитию.

Этот документ разработан для создания четких рамок, которые помогут сообществу развивать свои цели и видение.

Настоящий стандарт устанавливает требования и руководящие указания по созданию структуры, позволяющей сообществам стать более устойчивыми. Он не устанавливает контрольные показатели или ожидаемые результаты деятельности.

Притом что выбор устойчивого развития является глобальным, стратегии достижения этого на уровне сообщества являются в основном местными и поэтому могут в разных странах и регионах различаться по контексту и содержанию. Стратегии сообществ должны отражать предварительные условия, приоритеты и потребности, особенно в социальной среде: например, социальное равенство, культурную идентичность и традиции, наследие, здоровье, безопасность и комфорт людей, социальную инфраструктуру.

Для улучшения устойчивости развития сообщества также должны сделать выбор в отношении уважения планетарных границ с учетом ограничений, которые эти границы накладывают.

Примечание 1 - Понятие "планетарные границы" описывает рамки, в которых должно жить человечество, чтобы продолжать развиваться и позволить благополучно развиваться следующим поколениям. Изменение климата, потребление пресной воды, изменение землепользования и потеря биоразнообразия являются примером планетарных границ. Нарушение этих границ может привести к резким или необратимым изменениям, тогда как соблюдение этих границ значительно сокращает риски. Планетарные границы можно разрушить, чтобы избрать меры, применяемые на уровне сообщества, с учетом конкретной ситуации.

Менеджмент устойчивого развития в сообществах включает широкий диапазон проблем, например проблемы, касающиеся экономической, социальной и природной среды сообществ и их взаимодействий. Эти проблемы могут иметь стратегические, оперативные и конкурентные последствия.

Примечание 2 - Способность содействовать всесторонней гармонии и общей цели имеет основополагающее значение для эффективного и результативного достижения целей сообщества.


Настоящий стандарт направлен на расширение возможностей сообществ и развитие местных инициатив. Он ориентирован на решение экологических, социальных и экономических вопросов, включая улучшение коммунальных услуг и социально-экономических выгод, а также на поддержку четких целей устойчивого развития в сообществах и поощрение создания рациональных систем планирования для их достижения.

Настоящий стандарт сфокусирован на сообществах как средстве для достижения устойчивости общества в целом. Хотя каждое сообщество имеет свои собственные ценности и интересы, все сообщества могут вывести взаимные выгоды из соглашения в отношении владения общими ценностями и в отношении задач без освобождения отдельных деятелей от их соответствующих обязательств. Этого можно достичь только в том случае, если сообщество применит перспективный подход к планированию с учетом общего потенциала Земли, потребностей живущего и будущих поколений, включая возможности и ресурсы для обеспечения адаптивности.

Настоящий стандарт поддерживает создание в сообществах процесса, в котором задействовано множество участников, с помощью комплексного подхода, который облегчит сотрудничество всех заинтересованных сторон и поможет избежать разобщенности. Предполагается, что данный документ предоставит руководство для организаций, которые внедряют другие системы менеджмента, совместимые с данным стандартом, например по ИСО 14001, ИСО 45001, ИСО 50001, ИСО 20121, ИСО 14046 и ИСО 26000, независимо от того, вовлечены они прямо или косвенно в устойчивое развитие в сообществах на различных стадиях жизненного цикла.

Вовлечение заинтересованных сторон через процесс, в котором задействовано множество участников, может принимать различные формы, такие как:

- партнерство участников;

- участие общественности;

- сотрудничество на базе сообщества.

Все это нацелено на вовлечение заинтересованных сторон в совместный диалог для более рациональных решений.

Успешное исполнение требований, положений данного стандарта может помочь сообществам выработать комплексную и интегрированную стратегию устойчивого развития, которая отклоняется от обычных деловых подходов. Это также поможет сообществам показать заинтересованным сторонам, что имеется соответствующая система менеджмента, и стимулировать повышение их активности.

Успешное исполнение данного стандарта может:

- помочь в достижении консенсуса в отношении устойчивого развития внутри сообществ;

- улучшить устойчивость, разумность и адаптивность стратегий, программ, проектов, планов и услуг, выполняемых под прямой ответственностью сообществ или на территории, с которой они связаны;

- сформировать межотраслевые, многопрофильные подходы к ценностям, получаемым за период эксплуатации, и к суммарной стоимости;

- способствовать взаимодействию между различными субъектами посредством комплексного подхода;

- увеличить эффективность и привлекательность сообществ.

Успешное внедрение данного стандарта призвано обеспечить создание основы для разработки сообществами своих цели и видения. Пользуясь соответствующими индикаторами и метриками, можно измерить результаты стратегий, программ, проектов, планов и услуг по сообществам. Метрики и показатели взаимосвязаны, но часто разрабатываются по разным причинам. Метрики имеют более техническую направленность, например параметр производительности продукта, процесса или элемент инфраструктуры.

Стандарты, разработанные ИСО/ТК 268, стремятся использовать метрики и индикаторы для структурированной и согласованной поддержки устойчивого, разумного и адаптивного управления сообществами. Индикаторы, такие как использующиеся в ИСО 37120, являются количественными, качественными или описательными мерами, определенными для фактического использования в мониторинге и оценке общих результатов деятельности сообществ. В противоположность метрики, такие как использующиеся в ИСО/ТС 37151, являются методом измерения и измерительной шкалой, определенными для использования при оценке технических характеристик элементов инфраструктуры (аппаратного и программного обеспечения), например энергии, транспорта или служб управления отходами.

В приложении В представлено соответствие задач, индикаторов и метрик данного стандарта с ИСО 37120:2014 и ИСО/ТС 37151:2015.

Настоящий стандарт основан на модели "Plan - Do - Check - Act" (Планирование - Осуществление - Проверка - Действие) (далее - PDCA). Кратко эту модель можно описать следующим образом:

- планирование: разработка целей и процессов, необходимых для получения результатов, соответствующих целям сообщества;

- осуществление: внедрение процессов и достижение целей;

- проверка: проведение мониторинга и измерения процессов в отношении политики сообщества, включая цели, обязательства и отчет о результатах;

- действие: выполнение действий по постоянному улучшению.

На рисунке 1 показано, как настоящий стандарт использует подход PDCA, чтобы способствовать менеджменту устойчивого развития в сообществах.


Примечание - Стратегические этапы являются итеративными, тогда как рабочие этапы являются последовательными. Именно комбинированное выполнение поможет сообществам стать более устойчивыми, разумными и гибкими.

Рисунок 1 - Взаимосвязь между моделью PDCA и настоящий стандартом


В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

- "shall" (должен) указывает на требование;

- "should" (следует) указывает на рекомендацию;

- "may" (разрешается) указывает на разрешение;

- "can" (может) указывает на возможность или способность.

Информация, отмеченная как "Примечание", предназначена для облегчения понимания или использования документа. "Примечание", используемое в разделе 3, дает дополнительную информацию к терминологическим данным и может содержать положения, касающиеся использования термина.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая города, пользуясь комплексным подходом и с перспективой обеспечить согласованность с политикой устойчивого развития в сообществах.

Примечание 1 - За последнее столетие города стали важными участниками устойчивого развития на местном, национальном и международном уровнях под давлением беспрецедентной урбанизации.


Предполагаемые результаты применения системы менеджмента устойчивого развития в сообществах включают:

- управление устойчивостью и стимулирование разумности и адаптивности в сообществах с учетом их территориальных границ;

- увеличение вклада сообществ в результаты устойчивого развития;

- оценку итогов деятельности сообществ в продвижении к результатам устойчивого развития и достигнутому сообществами уровню разумности и адаптивности;

- выполнение обязательств по обеспечению соблюдения требований.

Примечание 2 - Разумность и адаптивность включены в процесс устойчивого развития: устойчивое развитие является всеобъемлющим процессом, а разумность и адаптивность - характеристиками.


Стандарт предполагает помочь сообществам стать более приспосабливаемыми, разумными и устойчивыми в результате выполнения стратегий, программ, проектов, планов и услуг, демонстрации своих достижений и обмена информацией.

Стандарт предназначен для внедрения организацией, назначенной сообществом для создания организационной структуры и обеспечения ресурсов, необходимых для поддержки менеджмента экологических, экономических и социальных выходов. Сообщество, которое выбирает самостоятельное создание организационной структуры, рассматривается, собственно, как организация по определению данного стандарта.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs