Высшее руководство должно обеспечить определение, доведение до работников и понимание в организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций. Высшее руководство должно распределить обязанности, ответственность и полномочия для: a) обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям настоящего стандарта; b) обеспечения получения намеченных результатов процессов; c) отчетности высшему руководству о результатах функционирования системы менеджмента качества и возможностях ее улучшения (10.1); d) поддержки ориентации на потребителя во всей организации; e) сохранения целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении изменений в систему менеджмента качества. [ИСО 9001:2015] |
Рекомендации
Смысл настоящего пункта для высшего руководства заключается в том, чтобы распределить соответствующие функции в отношении системы менеджмента качества для обеспечения результативности и достижения намеченных результатов. Высшему руководству необходимо установить конкретные обязанности, ответственность и полномочия для выполнения работы и обеспечить, чтобы персонал организации понимал и был осведомлен об этом с помощью эффективного обмена информацией.
Обязанности, ответственность и полномочия могут быть возложены на одного или нескольких человек. Они должны уметь принимать решения и эффективно менять область и/или процессы, на которые они были назначены. Важно подчеркнуть, что, несмотря на то, что полномочия могут быть делегированы, общие обязанности, ответственность и подотчетность за систему менеджмента качества остаются за высшим руководством.
В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.3, перечисления а)-е)] ответственность и полномочия должны быть распределены в отношении:
a) обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001 для определенных функций, таких как внутренние аудиты, или анализ со стороны руководства;
b) обеспечения достижения процессами намеченных результатов; эти действия могут быть поручены более, чем одному работнику, при этом каждый обладает различными обязанностями и ответственностью, такими как мониторинг целей в области качества, определение достижения процессами намеченных результатов, или проведение внутренних аудитов;
c) отчетности за результаты деятельности системы менеджмента качества; как правило, составление отчетности осуществляется в рамках процесса анализа со стороны руководства (см. ИСО 9001:2015, пункт 9.3); обязанности и ответственность за координацию отчетности могут быть возложены на одного человека, в то время как другие лица несут ответственность за отчетность по конкретным процессам системы менеджмента качества;
d) продвижение ориентации на потребителя (см. ИСО 9001:2015, пункт 5.1.2); как правило, такая ответственность возлагается на человека, который отвечает за обмен информацией с потребителями, а также за обеспечение того, что любые вопросы решаются; этот человек часто оказывается из отдела по работе с потребителями или отдела по качеству;
e) поддержания целостности системы менеджмента качества при внесении изменений, таких как внедрение новой системы планирования ресурсов предприятия (ERP), решение по передаче процесса проектирования и разработки на аутсорсинг, рост за счет новых возможностей рынка, реструктуризация организации, слияние или приобретение; как правило, эта ответственность возлагается на лицо(а), ответственное(ые) за обеспечение поддержания всей системы менеджмента качества, и того (тех), кто имеет возможность обеспечивать, что изменения не планируются без рассмотрения их потенциального влияния.
В некоторых организациях может быть ограниченное количество лиц с необходимой компетентностью для выполнения требуемых задач; в этом случае целесообразно планировать совмещение функций и ответственности. Такие планы становятся ценными во время праздничных дней, когда руководители находятся вне организации или в случаях происшествий или болезни.
Высшее руководство должно определить то, каким образом доводить соответствующие функции, ответственность и полномочия. Это может быть сделано путем использования соответствующей документированной информации, например, должностных инструкций, рабочих инструкций, заявлений об обязанностях, организационных схем, руководств, процедур.