5.2.1 Разработка политики в области качества
Высшее руководство должно разработать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии политику в области качества, которая: a) соответствует намерениям и среде организации, а также поддерживает ее стратегическое направление; b) создает основу для установления целей в области качества; c) включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям; d) включает в себя обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества. [ИСО 9001:2015] |
Рекомендации
Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества установлена, согласована со стратегическим направлением организации, включая всеобщее понимание организации о том, что означает качество для нее и ее потребителей. Политика в области качества описывает намерения и направление организации в той форме, как это сформулировано высшим руководством.
В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.2.1, перечисления а)-d)], политика в области качества должна:
a) подходить организации и поддерживать ее стратегическое направление;
b) обеспечивать основу для установления целей (это означает, что любые заявления в политике в области качества должны быть измеримыми);
c) содержать обязательство организации выполнять применимые требования, такие как требования потребителей и законодательные и нормативные правовые требования;
d) содержать обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.
Для разработки политики в области качества могут быть рассмотрены такие входы как:
- четкое понимание среды организации, включая текущие результаты деятельности ее системы менеджмента и потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон;
- стратегическое направление организации, основанное на ее миссии, видении, руководящих принципах и основополагающих ценностях;
- уровень и тип будущих улучшений, необходимых для организации, чтобы быть успешной;
- ожидаемая степень удовлетворенности потребителей;
- ресурсы, необходимые для выполнения намеченных результатов;
- потенциальный вклад соответствующих заинтересованных сторон.
5.2.2 Доведение политики в области качества
Политика в области качества должна: а) быть доступной и применяться как документированная информация; b) быть доведенной до сведения работников, понятной и применяемой внутри организации; с) быть доступной подходящим способом для соответствующих заинтересованных сторон. [ИСО 9001:2015] |
Рекомендации
Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества доводится, понимается и применяется лицами в организации, и они смогут внести вклад в результативность системы менеджмента качества, и политика также доступна для соответствующих заинтересованных сторон.
Организация должна обеспечить легкий доступ к политике в области качества и обеспечить ее разработку, актуализацию и применение в виде документированной информации. В целях разработки, актуализации и применения политики в области качества организация должна проводить ее периодический анализ для определения того, по-прежнему ли она соответствует намерению организации. Это может быть сделано, например, в рамках процесса анализа со стороны руководства (см. ИСО 9001:2015, пункт 9.3).
Организация должна обеспечить, чтобы политика в области качества понималась ясно во всей организации. Этого можно достигнуть путем рассмотрения требований к осведомленности (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.3) и обмену информацией (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.4) лицами на разных уровнях внутри организации. Политика в области качества может быть доведена различными способами, например, доски объявлений, экранные заставки, сайт организации в сети Интернет или в ходе плановых совещаний.
Организация должна делать политику в области качества доступной, при необходимости, для соответствующих заинтересованных сторон, таких как внешние поставщики, партнеры, потребители и регулирующие органы. Это может быть сделано по запросу или посредством размещения политики в области качества на сайте организации в сети Интернет.
Анализ конкретной ситуации для 5.1.1, 5.1.2 и 5.2.2