Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54985-2018 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015

     5.2 Политика

5.2.1 Разработка политики в области качества

Высшее руководство должно разработать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии политику в области качества, которая:

a) соответствует намерениям и среде организации, а также поддерживает ее стратегическое направление;

b) создает основу для установления целей в области качества;

c) включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям;

d) включает в себя обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества установлена, согласована со стратегическим направлением организации, включая всеобщее понимание организации о том, что означает качество для нее и ее потребителей. Политика в области качества описывает намерения и направление организации в той форме, как это сформулировано высшим руководством.

В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.2.1, перечисления а)-d)], политика в области качества должна:

a) подходить организации и поддерживать ее стратегическое направление;

b) обеспечивать основу для установления целей (это означает, что любые заявления в политике в области качества должны быть измеримыми);

c) содержать обязательство организации выполнять применимые требования, такие как требования потребителей и законодательные и нормативные правовые требования;

d) содержать обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.

Для разработки политики в области качества могут быть рассмотрены такие входы как:

- четкое понимание среды организации, включая текущие результаты деятельности ее системы менеджмента и потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон;

- стратегическое направление организации, основанное на ее миссии, видении, руководящих принципах и основополагающих ценностях;

- уровень и тип будущих улучшений, необходимых для организации, чтобы быть успешной;

- ожидаемая степень удовлетворенности потребителей;

- ресурсы, необходимые для выполнения намеченных результатов;

- потенциальный вклад соответствующих заинтересованных сторон.

5.2.2 Доведение политики в области качества

Политика в области качества должна:

а) быть доступной и применяться как документированная информация;

b) быть доведенной до сведения работников, понятной и применяемой внутри организации;

с) быть доступной подходящим способом для соответствующих заинтересованных сторон.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества доводится, понимается и применяется лицами в организации, и они смогут внести вклад в результативность системы менеджмента качества, и политика также доступна для соответствующих заинтересованных сторон.

Организация должна обеспечить легкий доступ к политике в области качества и обеспечить ее разработку, актуализацию и применение в виде документированной информации. В целях разработки, актуализации и применения политики в области качества организация должна проводить ее периодический анализ для определения того, по-прежнему ли она соответствует намерению организации. Это может быть сделано, например, в рамках процесса анализа со стороны руководства (см. ИСО 9001:2015, пункт 9.3).

Организация должна обеспечить, чтобы политика в области качества понималась ясно во всей организации. Этого можно достигнуть путем рассмотрения требований к осведомленности (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.3) и обмену информацией (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.4) лицами на разных уровнях внутри организации. Политика в области качества может быть доведена различными способами, например, доски объявлений, экранные заставки, сайт организации в сети Интернет или в ходе плановых совещаний.

Организация должна делать политику в области качества доступной, при необходимости, для соответствующих заинтересованных сторон, таких как внешние поставщики, партнеры, потребители и регулирующие органы. Это может быть сделано по запросу или посредством размещения политики в области качества на сайте организации в сети Интернет.

Анализ конкретной ситуации для 5.1.1, 5.1.2 и 5.2.2