С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить: a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества; b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества. Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях. [ИСО 9000:2015] |
Рекомендации
Смысл настоящего пункта - обеспечить уверенность в том, что организация учитывает соответствующие требования соответствующих заинтересованных сторон помимо прямых потребителей. Суть состоит в том, чтобы сосредоточиться только на тех соответствующих заинтересованных сторонах, которые могут повлиять на способность организации поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям. Хотя в ИСО 9001 нет прямого требования, организация может рассмотреть ее внешние и внутренние факторы (см. ИСО 9001:2015, пункт 4.1) перед определением ее соответствующих заинтересованных сторон.
Перечень соответствующих заинтересованных сторон может быть уникальным для организации. Организация может разработать критерии для определения соответствующих заинтересованных сторон путем рассмотрения их:
- возможного влияния или воздействия на результаты деятельности или решения организации;
- способности создавать риски и возможности;
- возможного влияния или воздействия на рынок;
- способности влиять на организацию через их решения или деятельность.
Примеры соответствующих заинтересованных сторон, которые могут рассматриваться организацией как соответствующие, включают в себя, но не ограничиваются этим:
- потребителей;
- конечных пользователей или бенефициаров;
- партнеров по совместному предприятию;
- франчайзеров;
- владельцев интеллектуальной собственности;
- головные и дочерние организации;
- владельцев, акционеров;
- банкиров;
- профсоюзы;
- внешних поставщиков;
- работников и других лиц, работающих от имени организации;
- законодательные и регулирующие органы (местные, региональные, национальные или международные);
- торговые и профессиональные ассоциации;
- местные общественные группы;
- негосударственные организации;
- соседние организации;
- конкурентов.