Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54985-2018 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015

     4.1 Понимание организации и ее среды

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.

Примечания

1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными.

2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне.

3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.


[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта - обеспечить понимание организацией внешних и внутренних факторов, которые относятся к целям и стратегии организации и могут воздействовать, позитивно или негативно, на ее способность достичь намеченных результатов системы менеджмента качества. Следует учитывать, что внешние и внутренние факторы могут меняться и, следовательно, необходимо осуществлять их мониторинг и анализ. Целесообразно анализировать их через плановые интервалы, например, в рамках анализа со стороны руководства.

Информацию о внешних и внутренних факторах можно найти во многих источниках, таких как внутренние документы и совещания, национальная и международная пресса, сайты в сети Интернет, публикации национальных органов статистики и других государственных учреждений, профессиональные и технические публикации, конференции и встречи с соответствующими органами, встречи с потребителями и соответствующими заинтересованными сторонами, профессиональные ассоциации.

Примеры внешних и внутренних факторов, относящихся к среде организации, могут включать в себя (но не ограничиваться этим):

a) внешние факторы, связанные с:

1) экономическими факторами, такими как курсы валют, экономическая ситуация, прогноз инфляции, доступность кредитования;

2) социальными факторами, такими как уровень местной безработицы, безопасность, уровень образования, государственные праздники и рабочие дни;

3) политическими факторами, такими как политическая стабильность, государственные инвестиции, местная инфраструктура, международные торговые соглашения;

4) технологическими факторами, такими как новые технологии, материалы и оборудование, срок действия патента, кодекс профессиональной этики;

5) рыночными факторами, такими как конкуренция, включая долю рынка, занимаемой организацией, аналогичные продукция или услуги, лидирующие тенденции на рынке, тенденции роста потребителей, стабильность рынка;

6) законодательными и нормативными правовыми факторами, влияющими на рабочую среду (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.4), такими как регламенты торговых объединений и отраслевые регламенты;

b) внутренние факторы, связанные с:

1) общими результатами деятельности организации;

2) ресурсами, такими как инфраструктура (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.3), среда для функционирования процессов (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.4), знания организации (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.6);

3) человеческими аспектами, такими как компетентность персонала, поведение и культура в организации, взаимоотношения с профсоюзами;

4) рабочими факторами, такими как процессы или возможности производства продукции и предоставления услуги, результаты функционирования системы менеджмента качества, мониторинг удовлетворенности потребителей;

5) факторами в управлении организации, такими как правила и процедуры для принятия решений или организационная структура.

На стратегическом уровне могут применяться такие инструменты, как Анализ Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз (SWOT анализ) и Политический, Экономический, Социальный, Технологический, Экологический анализ (PESTLE анализ). Как альтернатива, полезным для применения организацией может оказаться простой подход (в зависимости от размера и сложности ее видов деятельности), такой как мозговой штурм и постановка вопроса "Что если?".

Пример - Небольшое предприятие розничной торговли импортными товарами смогло определить, что на достижение намеченных результатов его системы менеджмента качества могут влиять внешние факторы, например, политика правительства по отношению к импортно-экспортной деятельности, тип и число конкурентов, культура местных потребителей или доступность кредитов.
     
     Внутренние факторы, которые могут влиять на намеченные результаты, включают в себя инфраструктуру, знания организации, возможности поставки и компетентность персонала, работающего от имени предприятия.
     
     Предприятие должно знать, что внутренние и внешние факторы могут меняться, например, в связи положением в экономике или появлением новых конкурентов, или изменением местоположения, или текучести кадров, и, следовательно, необходимо осуществлять мониторинг среды и ее анализ на постоянной основе.