Действующий

ГОСТ Р 7.0.99-2018 (ИСО 214:1976) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования

Приложение А
(справочное)

     
Общая методика реферирования


Реферирование - процесс аналитико-синтетической переработки информации первичного документа, в результате которого отражаются основные положения, фактические данные, результаты и выводы документа. В результате данного процесса формируется вторичный документ - реферат.

Основными функциями реферата являются:

1) информационная: реферат предоставляет информацию о документе и устраняет необходимость чтения полного текста документа в том случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

2) поисковая: реферат используют в автоматизированных информационных системах для поиска документов и информации по определенной теме.

Процесс создания реферата можно подразделить на следующие этапы:

1) ознакомительный, состоящий из предварительного общего ознакомления с первоисточником, чтения текста, работы со справочной и дополнительной литературой;

2) аналитический, в ходе которого из текста первичного документа выделяют реферативные сведения;

3) синтетический, состоящий из обобщения реферативных сведений и изложения их в тексте реферата;

4) редакционный, в ходе которого текст реферата проверяют на соответствие предъявляемым к нему требованиям;

5) оформительский, который заключается во включении текста реферата в библиографическую запись.

Практика реферирования показывает, что трем первым этапам реферирования соответствуют три основных вида чтения:

1) ознакомительное;

2) изучающее;

3) реферативное.

Под ознакомительным чтением понимают формирование общего представления о содержании документа без специальной установки на его последующее воспроизведение.

Изучающий вид чтения предполагает вдумчивое, интенсивное чтение, в процессе которого происходит запоминание содержания и тех языковых средств, которыми оно выражено.

Реферативное чтение заключается в умении обобщать и на этой основе извлекать наиболее существенную информацию из текста первичного документа. В результате реферативного чтения кратко излагают содержание первоисточника.

Предварительное общее ознакомление с первичным документом (по заглавию, авторскому или издательскому резюме, введению в сочетании с беглым просмотром текста) дает возможность установить актуальность темы, значение данной работы, представительность научных выводов, полезность заключенной в первоисточнике информации, что позволяет принять решение о целесообразности его реферирования.

Первый этап реферирования - это предварительное изучение источника в целях определения его информативности. Информативность является обобщенной качественной характеристикой документа. Она зависит от ряда факторов, которые делятся на две группы: факторы, влияющие на содержание сообщения (семантические), и факторы, определяющие его полезность для данного потребителя (прагматические). Перед референтом стоит несколько задач: определить тематическую направленность текста, понять и осмыслить документ в целом. Первому этапу соответствует ознакомительное и изучающее чтение.

Референт читает источник несколько раз. Когда он получает документ (копию документа), то знакомится с ним в несколько заходов: осмысливает, что именно написал автор, определяет для себя значение и смысл текста. При чтении текста референт отмечает непонятные мысли, вопросы, проблемы, незнакомые термины и имена.

Работа со справочной литературой - один из важнейших этапов подготовки к реферированию. Она дает возможность устранить неясности, возникшие у референта при чтении текста, составить представление об авторе реферируемого источника, месте этого материала в ряду публикаций данного автора и среди публикаций других авторов на ту же тему. В ходе этой работы выясняют значения непонятных терминов, выявляют персоналии упоминаемых в тексте первоисточника имен. Кроме того, привлечение справочной и дополнительной литературы позволяет глубже осмыслить заключенную в первоисточнике информацию, оценить новизну и релевантность его содержания.

Второй этап реферирования начинается с реферативного чтения. На данном этапе осуществляют аналитические операции с текстом (реферативный анализ). Для этого текст расчленяют на отдельные фрагменты. Задача референта состоит в том, чтобы извлечь информацию с максимальной степенью полноты, понять и осмыслить каждый фрагмент. Затем исключают неинформативные сведения, выявляют наиболее ценную информацию и определяют способ ее представления в соответствии с целевым назначением реферата.

Текст читают повторно. Теперь мысленно или фактически его делят на отдельные части (вводная часть, основная часть, заключение), выделяют абзацы, синтаксические группы или отдельные предложения.

Анализ содержания документа тесно связан с его синтезом, который заключается в создании логического целого исходя из информации, отобранной из первоисточника в процессе анализа.

На третьем этапе реферирования производят синтезирование выделенной информации и завершают оформление текста реферата. Реферативное чтение переходит в реферативное изложение.

На данном этапе составляют план реферата. При этом осуществляют не механическую компоновку отдельных частей реферируемого текста, а создают новый целостный текст - элемент библиографической записи. Его структура обусловлена логикой взаимосвязи отобранных из первоисточника сведений и может значительно отличаться от композиции материала первичного документа.

Четвертый этап реферирования состоит в редактировании текста реферата. Текст реферата представляет собой целостный, связный, условно самостоятельный текст, оформленный в один абзац, представляющий собой в сжатом виде всю основную информацию первоисточника. Текст реферата не имеет абзацев, разделов, рубрик или иных членений.