Руководство проектной деятельностью должно определять цели и устанавливать политику в области проектной деятельности в соответствии со стратегией организации.
Функции руководства проектной деятельностью выполняются руководителями высшего звена организации при поддержке руководителей других уровней, специально созданных структурных подразделений и профильных специалистов.
Основными направлениями руководства проектной деятельностью в организации являются стратегическое управление проектной деятельностью на долгосрочный и среднесрочный периоды, а также создание системы менеджмента проектной деятельности и определение направлений ее развития.
Решаемые в рамках руководства проектной деятельностью задачи:
а) определение целей для проектной деятельности, формирование целевых показателей и проведение их оценки;
б) утверждение нормативно-регламентного и методического обеспечения системы менеджмента проектной деятельности;
в) утверждение предложений по параметрам и приоритетам для формирования портфеля проектов организации;
г) утверждение портфеля проектов организации и осуществление регулярного рассмотрения отчетов о ходе реализации;
д) выделение ресурсов на проектную деятельность и определение принципов их распределения;
е) контроль достижения результатов проектной деятельности;
ж) управление критичными изменениями проектной деятельности;
и) взаимодействие с ключевыми заинтересованными сторонами;
к) координация развития и применения системы мотивации участников проектной деятельности;
л) обеспечение формирования временных организационных структур для управления проектами, программами и портфелями проектов;
м) определение связей и правил взаимодействия между участниками проектной деятельности и структурными подразделениями организации или внешними организациями (поставщиками, партнерами и т.п.);
н) создание условий для своевременного и обоснованного принятия управленческих решений на всех уровнях управления организацией за счет систематического мониторинга проектной деятельности.
Система менеджмента проектной деятельности должна постоянно совершенствоваться для достижения соответствия уровню сложности проектной деятельности в организации. Руководители всех уровней должны активно участвовать в процессах принятия решений в рамках проектной деятельности, руководствуясь стратегией и политикой организации в области проектной деятельности.
Руководство проектной деятельностью предполагает также последовательное развитие проектной культуры в организации. Проекты, программы и портфели проектов осуществляются в условиях определенной организационной культуры, которая влияет на поведение людей, участвующих в их реализации. Проектная культура является частью общей культуры организации и обеспечивает поддержку управления проектной деятельностью. Основными признаками проектной культуры являются общие ценности, убеждения, ожидания, этические нормы, обеспечивающие поддержку командной работы, принятия решений и взаимодействий в рамках проектной деятельности, готовность принять риски. Проектная культура является элементом и системы менеджмента проектной деятельности, и руководства проектной деятельностью, а также распространяется на всю организацию.
Вовлеченность руководителей высшего звена в принятие управленческих решений на стратегическом уровне руководства проектной деятельностью и организационное обеспечение функционирования системы менеджмента проектной деятельности являются ключевыми факторами успешного создания и развития данной системы.
Из руководства высшего звена должен быть назначен руководитель, курирующий создание и развитие СМПД. Руководитель, курирующий СМПД, несет ответственность за контроль показателей функционирования СМПД и обеспечение интеграции системы менеджмента проектной деятельности с другими системами менеджмента организации. Рекомендуется, чтобы руководителем коллегиального органа руководства проектной деятельностью в организации (Проектного комитета) являлся руководитель организации.