Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 58172-2018

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Требования к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах

Services in railway transport. Requirements for passenger service at flag stations



ОКС 45.020

Дата введения 2018-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)" (РУТ (МИИТ))

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2018 г. N 401-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на процессы, связанные с обслуживанием пассажиров и посетителей на территории железнодорожных остановочных пунктов.

Настоящий стандарт устанавливает требования к набору, качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности обслуживания пассажиров и посетителей на территории остановочных пунктов различных категорий.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 33942 Услуги на железнодорожном транспорте. Обслуживание пассажиров. Термины и определения

ГОСТ Р 51671 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

ГОСТ Р 52131 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования

ГОСТ Р 52871 Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики

ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

СП 239.1326000.2015 Системы информирования пассажиров, оповещения работающих на путях и парковой связи на железнодорожном транспорте

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33942.

     4 Требования к набору услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на остановочных пунктах

4.1 На остановочном пункте должны быть обеспечены:

- безопасный и удобный проход пассажиров от границы полосы отвода железной дороги к посадочным платформам, пешеходным переходам, пешеходным мостам или тоннелям;

- безопасная и удобная посадка и/или высадка пассажиров в железнодорожный пассажирский подвижной состав;

- условия для возможности безопасного и комфортного ожидания поезда.

4.2 Безопасность нахождения пассажиров и посетителей на остановочном пункте должна быть обеспечена в соответствии с требованиями правил технической безопасности [1].

4.3 Набор услуг, доступных для пассажиров и посетителей на территории остановочного пункта, зависит от категории остановочного пункта, устанавливаемой в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Категории пассажирских остановочных пунктов

Категория пассажирского остановочного пункта

Среднесуточное суммарное количество отправленных и прибывших пассажиров остановочного пункта, чел/сут

A

Св. 7000 (св. 2,5 млн. пассажиров в год)

B

4000-7000 (от 1,5 до 2,5 млн. пассажиров в год)

C

500-4000 (от 0,2 до 1,5 млн. пассажиров в год)

D

Менее 500 (менее 0,2 млн. пассажиров в год)

4.4 Обязательные услуги для пассажиров должны быть доступны в режиме, соответствующем режиму работы остановочного пункта.

4.5 Услуги на остановочном пункте должны предоставляться пассажирам и посетителям на недискриминационной основе с одинаковым уровнем качества и в равных условиях в соответствии с правилами оказания услуг [2].

4.6 Состав, характеристики, способы и технология оказания обязательных услуг на остановочных пунктах различных категорий могут отличаться. Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на остановочных пунктах различных категорий, приведены в таблице 2.


Таблица 2 - Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на остановочных пунктах

Услуги

Состав услуги

Категория остановочного пункта

A

B

C

D

Информационно-

Визуальная информация

+

+

+

+

справочные

Аудиальная информация

+

+

р

-

Устная информация

+

p

-

-

Билетно-кассовые

Обслуживание в билетной кассе

+

+

р

p

Билетопечатающие автоматы (далее - БПА)

+

+

р

p

Услуги ожидания

Залы ожидания

+

+

-

-

Предоставление условий для ожидания (скамьи, навесы)

+

+

+

+

Санитарно-гигиеническое

Туалет

+

+

р

-

обслуживание

Поддержание чистоты и порядка

+

+

+

+

Примечание - "+" - наличие услуги обязательно, "р" - наличие услуги рекомендовано, "-" - услуга не предоставляется.

4.7 Информация о периодах оказания услуг должна быть размещена в соответствующих функциональных зонах остановочного пункта.

4.8 Для обеспечения возможности использования услуг на территории остановочного пункта маломобильными пассажирами и посетителями, их обслуживание должно быть организовано техническими и технологическими мероприятиями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52871 (в части средств отображения визуальной информации), ГОСТ Р 52131 (в части характеристики знаковых средств отображения информации), ГОСТ Р 51671 (в части технических средств связи, информации и сигнализации общего пользования, доступных для маломобильных пассажиров), федерального закона [3] (в части оборудования вокзальных комплексов, информационного обслуживания, организации посадки в вагон и высадки из вагона, порядка предоставления услуг владельцами инфраструктуры), федерального закона [4] (в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры) и порядка обеспечения условий доступности [5] (в части порядка обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзальных комплексов и предоставляемых на вокзальных комплексах услуг).

4.9 Расчет с пассажирами или посетителями остановочного пункта за предоставленные платные услуги должен производиться в соответствии с требованиями федерального закона [6].

4.10 Предоставление услуг пассажирам и посетителям остановочного пункта должно осуществляться в соответствии с правилами оказания услуг [2].

     5 Потребительские требования к комфортному нахождению пассажиров и посетителей на территории остановочных пунктов

5.1 На всех остановочных пунктах, где осуществляется посадка и/или высадка пассажиров, необходимо предусматривать пассажирские платформы.

Примечание - Если длина платформ остановочного пункта менее длины поезда, перевозчик должен ограничивать продажу билетов в вагоны, которые останавливаются вне длины платформы, или организовать посадку и высадку пассажиров через вагоны, находящиеся в пределах платформы.

5.2 Поверхности платформ и сходов должны быть ровными, не иметь нарушений покрытия, не допускать скопления воды.

5.3 Поверхности пассажирских платформ, переходов, мостов, сходов должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

5.4 Уборка функциональных зон остановочного пункта должна проводиться в периоды времени, когда поток пассажиров и посетителей минимален.

5.5 Работы по уходу за газонами должны производиться в течение рабочего дня, работы по сбору случайного мусора - в утреннее время до восьми часов утра на остановочных пунктах категорий A и B, и не реже трех раз в неделю на остановочных пунктах категорий C и D.

5.6 После снегопада снег с платформ, сходов, дорожек и переходов должен быть очищен в течение суток до верхнего покрытия.

Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается осуществление уборки до уплотненного снега, исключающего вероятность травмирования пассажиров при посадке-высадке в поезд.

5.7 Пассажирские платформы, подземные и надземные переходы, настилы, лестничные сходы должны быть убраны от снега, наледи и обработаны противогололедными средствами до прибытия (отправления) первого пассажирского поезда. Во время снегопада уборка и обработка должны проводиться регулярно, не создавая препятствий для прохода пассажиров.

Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается осуществление уборки снега с настилов и сходов в течение суток.

5.8 Не допускается образование сосулек на навесах.

5.9 При появлении наледи на платформах, сходах, настилах, мостах их необходимо обрабатывать противогололедным материалом.

5.10 При интенсивных длительных снегопадах цикл снегоочистки и обработки площадок противогололедным материалом должен повторяться после каждого выпадения 5 см свежего неуплотненного снега.

Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается увеличение цикла до суток.

5.11 Площадка перед входом на мост и сходом с моста должна быть очищена от снега и льда до покрытия в радиусе не менее 5 м.

5.12 Дорожка до 10 м от ступенек моста, при необходимости мост, ступени и площадка перед мостом должны быть обработаны противогололедным материалом.

5.13 Дорожки от билетных касс до платформ должны быть очищены от снега, наледи и обработаны противогололедными средствами до прибытия первого пассажирского поезда и до пяти часов вечера, во время снегопада постоянно на ширину покрытия платформы.

Примечание - Для остановочных пунктов категории D допускается осуществление очистки от снега дорожек от билетных касс до платформы в течение суток.

5.14 Время, необходимое для окончательного устранения недостатков уборки пассажирских обустройств на остановочных пунктах категорий A и B, не должно превышать 6 ч, остановочных пунктах категорий C и D - 1 сутки после окончания снегопада.

5.15 С целью обеспечения контроля доступа пассажиров пригородных поездов на платформы в автоматизированном режиме на остановочных пунктах категории A рекомендовано оборудование турникетных линий.

5.16 Для обеспечения комфорта пассажиров турникеты должны быть установлены в пассажирских павильонах, под навесами или в других местах, защищенных от атмосферных воздействий.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs