Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34387-2018 Скользуны тележек грузовых вагонов. Общие технические условия

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 (боковой) скользун: Составная часть тележки, расположенная в концевых частях надрессорной балки и предназначенная для ограничения угловых перемещений между кузовом вагона и тележкой относительно продольной оси пути.

Примечание - Боковые скользуны постоянного контакта дополнительно предназначены для создания стабилизирующего момента сопротивления повороту тележки относительно кузова вагона.

3.2

вертикальное направление: Направление, перпендикулярное к плоскости пути.

[ГОСТ 33211-2014, статья 3.6]

3.3 динамический прогиб (скользуна постоянного контакта): Разница установочной высоты скользуна постоянного контакта и его высоты при замыкании ограничителя хода в вертикальном направлении.

3.4 статический прогиб (скользуна постоянного контакта): Деформация упругих элементов скользуна постоянного контакта от свободного состояния до состояния под нагрузкой, соответствующей установочной высоте, без учета сил трения.

3.5 колпак скользуна: Деталь, расположенная в верхней части бокового скользуна, с рабочей поверхностью на своей внешней поверхности, передающая нагрузки от кузова вагона на корпус, или на упругие элементы скользуна, или на приливы надрессорной балки.

3.6 корпус скользуна: Деталь съемного бокового скользуна, предназначенная для размещения упругих элементов и (или) крепления колпака скользуна, передающая нагрузки от кузова вагона на надрессорную балку.

3.7

продольное направление: Направление в плоскости пути вдоль его оси.

[ГОСТ 33211-2014, статья 3.4]

3.8 рабочая поверхность (скользуна): Поверхность бокового скользуна, предназначенная для восприятия нагрузок и сил трения, возникающих при контакте с ответной боковой опорой на кузове вагона.

Примечание - Рабочей поверхностью скользуна постоянного контакта с колпаком или с колпаком и с роликами является внешняя (верхняя) поверхность колпака скользуна, контактирующая с ответной боковой опорой кузова вагона при установочной высоте. Рабочей поверхностью скользуна зазорного типа с роликами является внешняя (верхняя) поверхность колпака, контактирующая с ответной боковой опорой кузова вагона при его наклоне и замыкании зазора, а в случае роликовых скользунов зазорного типа-образующая ролика(ов), расположенная в его верхней части, контактирующая с ответной боковой опорой кузова вагона при его наклоне и замыкании зазора.

3.9 скользун зазорного типа: Боковой скользун, предусматривающий при установке кузова вагона на тележку зазор между рабочей поверхностью скользуна и ответной поверхностью боковой опоры на кузове вагона.

3.10 скользун постоянного контакта: Боковой скользун, оборудованный упругими элементами, прижимающими рабочую поверхность к ответной поверхности боковой опоры на кузове вагона.

3.11 статическая сила сжатия (при установочной высоте): Сила реакции сжатого до установочной высоты скользуна постоянного контакта.

Примечания

1 Наибольшая статическая сила сжатия достигается при наибольшем статическом прогибе упругого элемента с учетом допусков на изготовление деталей бокового скользуна.

2 Для скользунов постоянного контакта с неметаллическими упругими элементами учитывают эффект релаксации в течение 24 ч при температуре плюс 20°С.

3.12 установочная высота (скользуна постоянного контакта): Расстояние от опорной поверхности съемного бокового скользуна на надрессорной балке до рабочей поверхности скользуна, прижатой к ответной поверхности на кузове вагона.

Примечание - Для встроенных боковых скользунов допускается задавать установочную высоту от плоскости подпятника до рабочей поверхности скользуна, прижатой к ответной поверхности на кузове вагона.

3.13 визуальный индикатор предельного износа: Конструктивный(ые) элемент(ы) на поверхности пар трения, позволяющий(ие) без средств измерения визуальным способом контролировать износ поверхности пар трения при эксплуатации и ремонте.

3.14 неметаллический упругий элемент: Упругий элемент, полностью выполненный из неметаллического материала либо состоящий из соединенных между собой металлических и неметаллических элементов или металлополимерных элементов.