5.1 Стадия проектирования
5.1.1 Мероприятия по обработке риска гибели и травматизма в ДТП участников дорожного движения применительно к инновационным методам геометрического проектирования участков автомобильных дорог, дорожно-строительным материалам и изделиям, нетиповым строительным конструкциям должны обеспечивать:
- корректное установление параметров участков автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационных показателей;
- согласованность проектирования и прогнозируемого поведения водителей в целях минимизации риска на стадии эксплуатации.
5.1.2 Метод оценки показателей риска при количественной оценке выбирают согласно разделу 4 настоящего стандарта.
5.1.3 В инженерных расчетах допускается различать четыре качественных уровня риска возникновения ДТП:
а) оптимальный - участок автомобильной дороги характеризуется комплексом взаимосвязанных параметров геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного уровня. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 10 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 10 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: 0,01. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7;
б) допустимый - участок автомобильной дороги характеризуется комплексом взаимосвязанных параметров геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного или оптимального уровня. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 10 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 10 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: 0,01. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7;
в) практически возможный - участок автомобильной дороги характеризуется комплексом взаимосвязанных параметров геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного, допустимого или оптимального уровня. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 1020 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 1020 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: 0,01-0,04. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7;
г) критический - участок автомобильной дороги характеризуется параметрами геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного или других уровней. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 20 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 20 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: -0,04. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7.
5.1.4 Требуемый коэффициент поперечного сцепления для расчетной скорости (км/ч) рассчитывают по формулам:
- основной
, (2)
- горная местность
. (3)
Фактическое значение коэффициента поперечного сцепления определяют по [5] и СП 34.13330.2012.
5.1.5 Оценку ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП при обосновании выбираемого варианта геометрии трассы и ее потребительских свойств следует проводить по формуле
, (4)
где - потери от одного ДТП с пострадавшими в году , млн руб. (определяются на основе нормативных документов Российской Федерации);
- вероятное количество ДТП с пострадавшими, прогнозируемое на проектируемом участке автомобильной дороги в году , случаев, определяемое по 5.1.6;
- норма дисконта;
- длительность периода сравнения вариантов трассы, лет.
5.1.6 Вероятное количество ДТП в году с пострадавшими, прогнозируемое на проектируемом участке дороги, рассчитывают по формуле
, (5)