3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 автомобильная дорога (участок автомобильной дороги): Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
3.1.2
анализ риска: Процесс изучения природы и характера риска и определения уровня риска. |
3.1.3
вред: Физический вред или ущерб здоровью людей или повреждение собственности или окружающей среды. |
3.1.4 допустимый (приемлемый) риск: Риск, уровень которого допустим и обоснован в соответствии с нормативными документами или социально-экономическими условиями.
3.1.5 защитная мера: Мера, используемая для снижения риска.
3.1.6
инновация: Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. |
3.1.7 индивидуальный риск: Показатель риска, определяемый как частота (вероятность) гибели или нанесения вреда здоровью отдельного человека при возникновении опасных событий на участке автомобильной дороги за год.
3.1.8 карта риска: Отображение на специальной карте (в цифровой, графической и иных формах) вероятного вреда (социального, материального и др.).
3.1.9 коллективный риск: Показатель риска, определяемый как частота (вероятность) гибели или нанесения вреда здоровью расчетному количеству людей на участке автомобильной дороги за год.
3.1.10 критический (неприемлемый) риск: Риск, оценка которого равна или превышает приемлемый и свидетельствует о недопустимом сочетании частоты (вероятности) возникновения опасных событий и их нежелательных последствий для жизни или здоровья людей, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
3.1.11 критический уровень свойств дорожно-строительных материалов и изделий: Уровень свойств, при котором надежная и безопасная эксплуатация конструктивных элементов участков автомобильных дорог не может быть обеспечена.
3.1.12 нормативные характеристики свойств дорожно-строительных материалов и изделий: Значения физико-механических и других характеристик материалов и изделий, устанавливаемые в нормативных документах или технических условиях и контролируемые при их изготовлении, при строительстве, реконструкции и эксплуатации участка автомобильной дороги.
3.1.13
обработка риска: Процесс модификации риска. Примечания 1 Обработка риска может включать в себя: - исключение риска путем принятия решения не начинать или не продолжать деятельность, в процессе или в результате которой может возникнуть опасное событие; - принятие или повышение риска для обеспечения более широких возможностей; - устранение источников риска; - изменение правдоподобности вероятности опасного события; - изменение последствий опасного события; - разделение риска с другой стороной или сторонами (путем включения в контракты или финансирования обработки риска); - обоснованное решение о сохранении риска. 2 Меры по обработке риска могут включать в себя устранение, предотвращение или снижение риска. 3 При обработке риска могут возникнуть новые риски и могут измениться существующие риски. |
3.1.14 опасное событие: Чрезвычайная ситуация, авария или инцидент (дорожно-транспортное происшествие, отказ, повреждение, отклонение от нормативного значения и др.), в результате которого причинен вред жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений на участке автомобильной дороги.