В Государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" среди нерешенных серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности Правительства Российской Федерации и бизнеса в плане инновационного развития экономики страны, указана в том числе проблема неурегулированности вопросов распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств.
_______________
Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 467-р.
Целью настоящего стандарта является введение процедур и правил, регулирующих отношения при распределении исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ, в том числе при бюджетном финансировании.
К основным задачам стандартизации, направленным на достижение указанной цели, относятся:
- создание условий (предпосылок) для обеспечения экономической и технологической безопасности, а также минимизации рисков и повышения экономической значимости использования интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов, в том числе при бюджетном финансировании;
- обеспечение гибкости (широкого выбора вариантов распределения исключительных (имущественных) прав) системы процедур и правил;
- регламентация процедур согласования интересов участников отношений, возникающих при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР);
- повышение уровня коммерциализации исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Основные правоотношения, связанные с распределением исключительных (имущественных) прав на РИД, возникают при выполнении следующих ключевых процессов НИОКТР:
- государственных программ, федеральных и ведомственных целевых программ;
- региональных целевых программ;
- программ инновационного развития государственных компаний;
- проектов, осуществляемых в рамках программ инновационного развития государственных академий наук;
- проектов, осуществляемых в рамках технологических платформ;
- проектов, осуществляемых в рамках региональных инновационных кластеров;
- проектов, осуществляемых научными и образовательными организациями в рамках собственных программ развития за счет собственных источников финансирования;
- проектов, осуществляемых в рамках программ международного сотрудничества.
При этом в числе основных направлений классификации отношений распределения исключительных (имущественных) прав можно выделить:
а) по заказчикам НИОКТР;
б) по исполнителям НИОКТР;
в) по процессам, в которых возникают отношения распределения исключительных (имущественных) прав в связи с выполнением НИОКТР;
г) по объектам исключительных (имущественных) прав, создаваемым и/или используемым в ходе выполнения НИОКТР.
Указанная матрица отношений и определяет предметную область данного стандарта.
Настоящий стандарт позволяет обеспечить эффективное распределение исключительных (имущественных) прав между участниками правоотношений, возникающих при выполнении НИОКТР и при производстве продукции, и минимизировать риски, возникающие при этом, и в итоге станет основой для реализации потенциала интеллектуальной собственности на благо экономики страны, повышения конкурентоспособности инновационной продукции с использованием преимущественно отечественных наукоемких технологий.