7.2.1 Виды повреждений и методы контроля
Общепринятыми в настоящее время методами контроля тела трубы являются визуальный, измерительный, электромагнитный, ультразвуковой, рентгеновский методы, метод вихревых токов и другие, применение которых определяется характером повреждений. К характерным повреждениям при эксплуатации труб относятся: коррозия наружной и внутренней поверхности, повреждения поверхности труб тросами, плашками и трубными ключами, износ внутренней поверхности обсадных труб бурильными и насосно-компрессорными трубами, поперечное растрескивание и износ внутренней поверхности насосно-компрессорных труб насосными штангами, повреждения резьбовых соединений, в том числе вызываемые заеданием.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.2.2 Контроль толщины стенки труб
Контроль толщины стенки труб допускается проводить микрометрами, стенкомерами, ультразвуковыми и рентгеновскими приборами и другими методами неразрушающего контроля, имеющими точность измерений не менее 2%, при настройке по стандартным образцам с толщиной стенки, близкой к толщине стенки труб.
7.2.3 Классификация труб по уменьшению толщины стенки и повреждениям
Бывшие в эксплуатации трубы должны быть классифицированы в зависимости от уменьшения толщины стенки, указанного в таблице А.3 (приложение А).
Значения, указанные в процентах, представляют собой уменьшение толщины стенки тела трубы по сравнению с номинальной толщиной стенки. Уменьшение толщины стенки может происходить как с наружной, так и с внутренней поверхности тела трубы. В соответствии с таблицей А.3 (приложение А) не должно классифицироваться уменьшение толщины стенки концов труб с резьбой и высадкой. Уменьшение толщины стенки концов трубы с высадкой, имеющих большую толщину стенки, чем тело трубы, допускается до значений, превышающих указанные, без ухудшения качества и в зависимости от условий эксплуатации. Повреждение и/или уменьшение толщины стенки на концах труб с резьбой требует отдельной оценки в зависимости от условий эксплуатации и типа резьбового соединения.
Помимо цветовой идентификации уменьшения толщины стенки труб, указанной в таблице А.3 (приложение А), должна быть выполнена цветовая идентификация повреждений труб и муфт, указанная в таблице А.4 (приложение А). Цветовая идентификация уменьшения толщины стенки труб предусматривает нанесение кольцевой полосы шириной приблизительно 50 мм краской соответствующего цвета на расстоянии примерно 300 мм от торца трубы.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.2.4 Классификация обсадных и насосно-компрессорных труб по эксплуатационным характеристикам
Эксплуатационные характеристики новых труб определяют в соответствии с [2]. |
Износ труб (потеря металла), а также коррозионное разрушение обычно происходят на внутренней поверхности труб. Эксплуатационные характеристики таких труб основаны на неизменном наружном диаметре. Однако должно приниматься во внимание возможное коррозионное разрушение наружной поверхности. Небольшие раковины или другие локальные потери металла могут не считаться повреждением поверхности трубы при каких-то условиях эксплуатации, но такой вид потери металла требует отдельного рассмотрения и оценки.
Если на поверхности труб имеются трещины, обнаруживаемые при визуальном, оптическом или магнитопорошковом контроле, такие трубы должны быть забракованы и признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации.