7.3.1 Общие положения
Настоящий подраздел содержит пояснения по потерям металла, приводящим к уменьшению толщины стенки тела труб, деформации и повреждениям резьбовых соединений.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.3.2 Поверхность тела труб
Потери металла труб, бывших в эксплуатации, обычно происходят с внутренней поверхности труб и проявляются в виде отдельных раковин, царапин, рисок или сплошного уменьшения толщины стенки, вызванного механическим износом или абразивным воздействием песка. Износ обсадных труб и хвостовиков также происходит при вращении и движении внутри них колонны бурильных труб. Внутренний износ обсадных труб происходит даже при применении резиновых протекторов, установленных на бурильной колонне. При увеличении времени бурения износ обсадных труб увеличивается. Эксплуатационные характеристики труб могут быть рассчитаны по остаточной толщине стенки. |
Применение бывших в эксплуатации труб зависит от вида потери металла. Трубы с раковинами не могут применяться в некоторых коррозионных средах, но могут вполне удовлетворительно эксплуатироваться при отсутствии агрессивных компонентов в среде. Трубы, имеющие значительные равномерные потери металла, вызванные механическим износом, менее чувствительны к коррозионному воздействию, но для них необходим перерасчет характеристик по минимальной остаточной толщине стенки.
7.3.3 Резьбовое соединение
При проведении контроля резьбового соединения бывших в эксплуатации труб следует проверить наличие деформации резьбовых соединений, следов заеданий и усталостных трещин на последних сопрягаемых витках резьбы. Быстрое свинчивание последних сопрягаемых витков резьбы с треугольным профилем указывает на то, что при подъеме колонны резьба труб подвергалась воздействию растягивающих напряжений, превышающих предел текучести металла. Такое соединение может быть повторно свинчено, но не будет иметь необходимой прочности и может оказаться негерметичным. При развинчивании может произойти заедание в соединении, особенно при установке ключа на муфту. На насосно-компрессорных трубах в результате приложения знакопеременных напряжений часто возникают усталостные трещины во впадине профиля последних сопрягаемых витков резьбы, которые могут привести к снижению прочности или разрушению соединения при последующей эксплуатации. Геометрические параметры резьбовых соединений могут изменяться после каждого свинчивания вследствие возникновения деформации при свинчивании и отличаться от установленных требований. Поэтому при неоднократном свинчивании резьбовое соединение с каждым разом свинчивается все дальше, за счет чего достигается натяг в резьбовом соединении.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.3.4 Особенности резьбовых соединений насосно-компрессорных труб
Неоднократное свинчивание, сопровождаемое деформацией металла, может привести к уменьшению диаметра резьбы насосно-компрессорных труб, многократно подвергаемых спуску-подъему из скважины. Уменьшение диаметра резьбы может снизить прочность и герметичность соединения, а в худшем случае привести к схождению торцов труб в середине муфты или вырыванию концов труб из свинченного соединения.
7.4 Оценка пригодности труб для дальнейшей эксплуатации требует проверки состояния поверхности и остаточной толщины стенки тела труб для определения стойкости труб к смятию, разрыву и растяжению, состояния поверхности и геометрических параметров резьбовых соединений для оценки герметичности и возможности свинчивания.
Проверку состояния поверхности и остаточной толщины стенки тела труб необходимо проводить в соответствии с ГОСТ 31446, состояния поверхности резьбовых соединений - в соответствии с ГОСТ 34057, ГОСТ 33758 и ГОСТ 34004.
Проверку геометрических параметров резьбовых соединений необходимо проводить при помощи калибров в соответствии с ГОСТ 34057 и ГОСТ 33758. При этом следует учитывать возможные изменения геометрических параметров, возникающие вследствие деформации резьбовых соединений при свинчивании, приводящие к уменьшению натяга резьбового соединения. Для дальнейшей эксплуатации без ограничения области применения могут быть использованы трубы с резьбовыми соединениями, допустимое минусовое отклонение натяга которых превышает не более чем на 30% минусовое предельное отклонение натяга по ГОСТ 34057 и ГОСТ 33758. По результатам проверки состояния поверхности резьбовых соединений следует определить возможность ремонта поврежденных резьбовых соединений, как указано в разделе 9, и их пригодность для дальнейшей эксплуатации после ремонта. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).