В настоящем стандарте применяются следующие термины, определения и обозначения (см. таблицу 1).
3.1 устройство защиты при опрокидывании ROPS (roll-over protective structure): Система конструктивных элементов, позволяющая при опрокидывании машины уменьшить вероятность нанесения повреждения оператору, пристегнутому ремнем безопасности.
Примечание - Эти конструктивные элементы включают подрамники, кронштейны, опоры, подвески или амортизаторы, болты и шпильки, используемые для крепления устройства защиты при опрокидывании к раме машины, но исключают все, что является ее неотъемлемой частью.
3.2 объем ограничения деформации DLV (deflection-limiting volume): Фигура с прямоугольными очертаниями, по размерам приблизительно соответствующая антропометрическим данным оператора (мужчина высокого роста в положении сидя в обычной одежде и защитном шлеме по [1]), определяющая предельно допустимую деформацию.
3.3 устройство защиты от падающих предметов FOPS (falling-object protective structure): Система конструктивных элементов, расположенных так, чтобы обеспечить защиту оператора от падающих предметов (например, деревьев, камней).
3.4 устройство защиты оператора OPS (operator protective structure): Система конструктивных элементов, расположенных так, чтобы обеспечить защиту оператора от проникающих предметов (например, от подроста, ветвей деревьев, обрывков каната лебедки).
3.5 имитируемая наземная плоскость SGP (simulated ground plane): Плоская поверхность, на которой, как предполагается, остается лежать машина после опрокидывания.
3.5.1 боковая имитируемая наземная плоскость LSGP (lateral simulated ground plane): Плоскость, повернутая на угол 15° в сторону удаления от DLV (для машины, опрокинувшейся на бок), образующаяся при повороте вертикальной плоскости, параллельной продольной оси машины, относительно горизонтальной оси, проходящей через наиболее удаленную точку верхнего элемента ROPS (рисунок 1).
Примечание - LSGP определяется для ненагруженного ROPS и перемещается вместе с элементом, к которому приложена нагрузка, сохраняя угол 15° относительно вертикали.
3.5.2 вертикальная имитируемая наземная плоскость VSGP (vertical simulated ground plane): Плоскость (для машины, оказавшейся после переворота в положении "вверх колесами"), определяемая контактом с верхней частью поперечины ROPS (находящейся в контакте с грунтом) и передней или задней частью машины, обеспечивающей опору для перевернутой машины.
Примечание - VSGP перемещается вместе с деформацией ROPS.
3.6 масса машины m (machine mass): Заявленная изготовителем максимальная масса машины, включая закрепленное технологическое оборудование, инструменты, устройство защиты оператора (ROPS), заправленные емкости, но, исключая прицепное оборудование (например, рубительные машины, сеялки, дисковые бороны) и любой груз, который можно было бы перевезти на машине.
Таблица 1 - Обозначения
Обозначения | Описание обозначений | Единицы измерения |
U | Энергия, поглощаемая ROPS, зависящая от массы машины | Дж |
F | Сила | Н |
m | Масса машины | кг |
Деформация ROPS | мм |
1 - верхний элемент ROPS, к которому прикладывают боковую нагрузку; 2 - наиболее удаленная точка элемента 1 от вертикальной продольной плоскости; 3 - вертикальная плоскость, параллельная продольной оси машины, проходящая через линию 4; 4 - вертикальная линия, проходящая через точку 2; 5 - боковая имитируемая наземная плоскость
Рисунок 1 - Определение положения боковой имитируемой наземной плоскости