ГОСТ Р 57881-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ И КОНТРАФАКТА
Термины и определения
Fraud and counterfeit countermeasures system. Terms and definitions
ОКС 01.040.01, 13.310
Дата введения 2018-07-01
1 РАЗРАБОТАН Международной ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции "Антиконтрафакт"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 124 "Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1606-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2022 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке по группам. Внутри каждой из групп термины расположены в алфавитном порядке.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Термины-синонимы приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения, приведенные в подразделе 2.4, не направлены на классификацию или выделение приоритетных технологий защиты от фальсификации и контрафакта.
В настоящем стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, и иноязычные эквиваленты - светлым, синоним - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области защиты от фальсификаций и контрафакта.
2.1.1 аутентичная продукция (authentic/original product): Продукция, отвечающая требованиям утвержденной для данной продукции нормативной и технической документации, нормативных правовых документов в области оборота данной продукции, изготовленная физическим лицом или организацией, наделенными соответствующими правами, проходящая в течение жизненного цикла техническое обслуживание, ремонт и/или модификации в соответствии с требованиями разработчика, государства-изготовителя либо государства - регистратора изделия соответственно и допущенная к дальнейшему применению либо эксплуатации уполномоченными лицом или организацией.
2.1.2 аутентичность (authentic): Свойство объекта, свидетельствующее о его подлинности.
2.1.3 бренд (brand): Связанный с рыночными отношениями нематериальный актив, направленный на индивидуализацию товара, услуги или организации либо их комбинации, создающий однозначное восприятие данных товара, услуги или организации у любой заинтересованной стороны, что приводит к возникновению экономической ценности.
2.1.4 действительный изготовитель компонента (изделия); ДИИ (изготовитель изделия с правами разработчика изделия) (original component manufacturer, ОСМ): Физическое лицо или организация, которые осуществили разработку и/или проектирование компонента (изделия), имеющие на это изделие права интеллектуальной собственности или намеренные получить такие права.
Примечания
1 Изделие и/или его упаковка обычно идентифицируются средствами индивидуализации ДИИ.
2 ДИИ может передать в стороннюю организацию изготовление или дистрибуцию своей продукции.
2.1.5 действительный изготовитель оборудования; ДИО (original equipment manufacturer, OEM): Физическое лицо или организация, которые разработали и изготавливают продукцию (самостоятельно или с привлечением сторонних организаций) с использованием приобретенных компонентов и реализуют продукцию со своими средствами индивидуализации.
Примечания
1 Под оборудованием понимаются сборочная единица, комплекс или комплект, являющиеся товарной продукцией изготовителя.
2 Термин "original equipment manufacturer (OEM)" в коммерческой практике используют также в иных значениях, что создает неоднозначность в определении термина. Так, этот термин применяют для обозначения организации, которая изготавливает детали или подсистемы, используемые другими организациями в качестве комплектующих элементов своей финальной продукции. Термин применяют также для обозначения организации, осуществляющей перепродажу продукции других изготовителей с добавленной стоимостью value-added reseller (VAR), за счет придания этой продукции дополнительных свойств или предоставления дополнительных услуг, которые поставляются потребителю вместе с продукцией. Кроме того, данный термин может применяться в отношении тех организаций, которые осуществляют деятельность по изготовлению продукции по заказу правообладателя в соответствии с его требованиями. При этом с целью подтверждения аутентичности на изделии и/или его упаковке размещают бренд, товарный знак и/или иное средство индивидуализации правообладателя. В таких случаях ДИО является разновидностью изготовителя по контракту.
Термин может быть также применен не к организации, а к продукции. Так, OEM-продукцией называют версии продукции, поставляемой изготовителем в минимальной комплектации, с упаковкой более низкой стоимости, с сокращенным объемом гарантийных обязательств, поступающей в таком виде в розничную торговлю. Возможны и другие версии значения термина, не совпадающие с указанным значением термина в международных стандартах и документах.
2.1.6 действительный разработчик и изготовитель; ДРИ (original design manufacturer, ODM): Физическое лицо или организация, которые осуществляют разработку и изготовление продукции в соответствии с требованиями заказчика и с использованием на продукции средств индивидуализации заказчика.
2.1.7
документ (document): Зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности. |
2.1.8
заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних. |
2.1.9 идентичность (identity): Набор характеристик, присущих данному объекту.
Примечания
1 Идентичность может рассматриваться с точки зрения физического и/или юридического лица, а также физических и виртуальных объектов.
2 Идентичность может быть связана с наличием уникальных характеристик, присущих только данному объекту.
2.1.10 изготовитель по контракту; ИК (contract manufacturer; СМ): Физическое лицо или организация, которые изготавливают продукцию согласно контракту, заключенному с другой организацией, с нанесением на производимую продукцию средств индивидуализации этой организации.
2.1.11 изделие [part(s)]: Любой предмет или набор предметов производства, которые могут быть использованы для удовлетворения потребности потребителя.
2.1.12 интеллектуальная собственность (intellectual property): Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
Примечание - К интеллектуальной собственности относятся:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) данные, звучащие в эфире или передающиеся по кабельным проводам радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименование места происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
2.1.13 конечный пользователь (end user): Физическое лицо или организация, использующие продукцию по назначению.
2.1.14 объект интеллектуальной собственности (intellectual property object): Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в любой области науки и творчества и приравненные к ним средства индивидуализации.
2.1.15 однородная партия (homogeneous lot): Группа изделий, которые:
- получены как один груз (в одной или нескольких упаковках);
- маркированы или иным образом идентифицированы как одна партия, серия, группа и имеют одинаковую идентифицирующую информацию (например, коды дат, партий);
- идентичны (изделия и упаковки) при визуальном контроле без привлечения инструментальных средств;
- упакованы, обработаны и/или хранились в одинаковых условиях;
- находятся на местах своего физического размещения в непосредственной близости (т.е. не подвергались разделению исходя из общих признаков: источника поступления, упаковки и маркировки).
2.1.16 право на интеллектуальную собственность (intellectual property rights): Право на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (объекты интеллектуальной собственности).
2.1.17 правообладатель (rights holder): Физическое или юридическое лицо (или несколько лиц - совместные правообладатели), правомерно обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
2.1.18 системный интегратор (systems integrator): Организация, специализирующаяся на объединении подсистем в общую систему, в пределах которой эти подсистемы функционируют и взаимодействуют.
2.1.19
товарный знак: Охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак. |
2.1.20 торговая марка (trademark): Общепринятое обозначение товарного знака.
2.2.1 восстановленное изделие (refurbished): Бывшее в употреблении изделие, которое было подвергнуто техническим воздействиям с целью восстановления внешнего вида, идентичного изделию с известной аутентичностью, без вмешательства в конструкцию.
Примечание - Технические воздействия могут в том числе включать:
- покраску,