7.2.1 Эксплуатационный контроль должен предусматривать:
- проверку соблюдения инструкций по эксплуатации механического оборудования в целях недопущения его поломок из-за неправильной эксплуатации, в частности из-за перегрузок;
- выявление причин нарушений в работе механического оборудования, повреждений и износа, а также учет изменений расчетных нагрузок;
- увязку режимов работы затворов, решеток, заграждений и запаней с гидрологическими и метеорологическими условиями, а также рекомендованными режимами эксплуатации гидросооружений во взаимосвязи с гидросиловым и подъемно-транспортным оборудованием;
- учет и регистрацию всех мероприятий, осуществляемых на каждой ГЭС (ГАЭС), по защите металлоконструкций и механического оборудования от коррозии;
- обеспечение технического обслуживания, проведение ремонтов в соответствии с графиком, реконструкции и модернизации.
7.2.2 Обнаруженные нарушения в работе и мелкие дефекты механического оборудования должны немедленно устраняться силами персонала, обслуживающего оборудование. Если дефекты не могут быть устранены обслуживающим персоналом, необходимо обратиться за помощью к сторонним профильным организациям.
7.2.3 При осмотрах и обслуживании затворов необходимо обращать внимание на следующее:
- обшивка, сварные швы, а также места болтовых и заклепочных креплений элементов на обшивке и других водонепроницаемых местах конструкций затворов должны быть плотными и не пропускать воду;
- уплотнение затворов должно быть тщательно пригнано по всему контуру к закладным частям и соприкасающимся кромкам секций; оно должно сохранять проектные свойства (необходимые гибкость, упругость или подвижность); на управляемых уплотнительных устройствах должна быть обеспечена управляемость в пределах нормативного хода;
- защитные элементы уплотнения должны надежно предохранять его от повреждения крупным мусором, топляками и пр.;
- поверхность забральной балки в пределах перемещения верхнего уплотнения глубинных затворов и контактная поверхность боковых уплотнений всех затворов должны быть гладкими во избежание повреждения и преждевременного износа уплотнений;
- опорные полозья плоских скользящих затворов и решеток должны быть гладкими, без повреждений, сколов, трещин и плотно прилегать к рабочему пути (закладной части паза); образование канавочной выработки на полозьях допустимо в пределах значений, приведенных в местных инструкциях по эксплуатации и техническому обслуживанию механического оборудования;
- опорные катки, шарнирные опоры, втулки и оси рабочих колес, балансиры (шарниры) колесных тележек, обратные тележки, боковые и торцевые колеса и другие механизмы и детали должны быть чистыми и смазанными;
- масленки и смазочные каналы должны быть прочищены и свободно пропускать смазку; качество масла и сроки его замены должны соответствовать требованиям местных инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию механического оборудования;
- рабочие и обратные пути в пазах для колесных затворов не должны иметь натиров, появляющихся при плохой проворачиваемости колес;
- металлоконструкции затворов, их механические и другие детали не должны иметь деформаций, трещин и других повреждений;
- сцепки отдельных секций затворов не должны иметь деформаций щек и осей крепления, оси должны быть смазаны, уплотнения между секциями тщательно пригнаны по всему контуру;
- перепускные устройства должны иметь плотно прилегающие уплотнения;
- штанги, подвесы и подхваты не должны иметь деформаций присоединяемых узлов, оси шарниров должны быть смазаны;
- узлы сцепления захватных балок не должны быть деформированы и забиты сором и должны обеспечивать безотказное соединение захватных балок с затворами;
- канаты и тросы не должны иметь повреждений и износа выше допустимого, установленного нормативными документами.
7.2.4 Во время подъема и опускания затворов, при пропуске воды с полным или частичным открытием отверстий эксплуатационный персонал обязан периодически вести наблюдения:
- за показаниями амперметра: повышенное потребление электроэнергии свидетельствует о большом сопротивлении в ходовых частях при перемещении затвора вследствие его заклинивания или примерзания либо неполадок в подъемном механизме (например, заедание валов в подшипниках тормозных колодок, нарушение центровки валов); в этих случаях маневрирование должно быть остановлено, а причина повышенного потребления электроэнергии выявлена и устранена;
- температурой подшипников и редукторов: причиной повышенного нагрева могут явиться дефекты, допущенные при монтаже, неправильно подобранный состав масла в редукторе или его сильное загрязнение;
- правильностью укладки пластинчатых цепей и зацепления их со звездочками;
- правильностью укладки тросов (канатов) на барабанах;
- правильностью перемещения затвора, равномерностью его опускания или подъема, за состоянием уплотнительных устройств;