Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57792-2017 Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции. Гидротехнические сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения

     5 Общие положения


Основной задачей эксплуатации ГТС является обеспечение их работоспособного состояния при соблюдении норм безопасности, требований по охране окружающей среды и создании условий для бесперебойной и экономичной работы основного технологического оборудования ГЭС (ГАЭС).

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и ремонте;

- обеспечивать контроль (мониторинг) показателей состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, а также правил их эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти;

- развивать системы контроля за состоянием ГТС;

- систематически анализировать причины снижения уровня безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и их безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС;

- проводить регулярные обследования ГТС;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС на ГТС;

- оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, в реализации их функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности ГТС;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ГТС. Условия договора обязательного страхования ГТС должны отвечать требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ [4] и учитывать меры по обеспечению уровня безопасности ГТС, принимаемые на объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае их несоответствия обязательным требованиям.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность ГТС (в том числе возмещают ущерб, нанесенный в результате аварии ГТС) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации ГТС.

Ответственность за техническое состояние ГТС должна быть закреплена за конкретными специалистами.

В должностных инструкциях этих специалистов должна быть определена ответственность за состояние закрепленных за ними сооружений в соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ [1].

Декларация безопасности составляется собственником ГТС и (или) эксплуатирующей организацией и представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, не реже одного раза в пять лет в зависимости от уровня безопасности ГТС.