Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 11136-2017 Методология. Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне

     9.5 Дополнительные вопросы

9.5.1 Общие положения

В дополнение к любому из описанных методов стороне-инициатору может понадобиться дополнительная информация, помогающая понять общую оценку продуктов или характеристик испытателей. Например, набирая потребителей из базы данных, лаборатории может потребоваться проверка, что все испытатели выбраны действительно из целевой совокупности. Для этого можно задать вопрос о конкретной привычке потребления.

9.5.2 Вопросы о потребителях

Выбор вопросов и этапа, на котором их задавать, требует пристального внимания лаборатории.

Если вопрос задается после сессии, необходимо остерегаться, что на ответы могут повлиять уже проведенные слепые испытания. Например, после испытания сначала томатного соуса, а потом риса, испытатели могут скорее склониться к заявлению, что в действительности они пробовали рис с соусом.

С другой стороны, вопросы, задаваемые до сессии, могут спровоцировать испытателей рассматривать продукты особым образом или уделить особое внимание некоторым аспектам.

9.5.3 Вопросы о продуктах

Для этой цели можно использовать вопросы, предусматривающие один или неограниченное число ответов. Эти вопросы должны задаваться после всех вопросов, касающихся общей оценки и на листе (или экране), отличающемся от других, касающихся общей оценки, чтобы снизить риск, что испытатели ответят таким образом, что их ответы окажутся единообразными.

Количество таких вопросов следует максимально сократить.

Примечания

1 Дополнительные вопросы не предназначены ставить под сомнение результаты основной оценки. Если существует какое-либо несоответствие между общей оценкой и сообщением о намерении потреблять (продукт), предполагается найти причину этого, возможно посредством дополнительного испытания.

2 Дополнительные вопросы часто дают мало сведений. Руководитель лаборатории органолептической оценки должен информировать сторону-инициатора о существовании методов (например, составление карт предпочтений или декомбинационный анализ), разработанных специально для комбинирования гедонических данных и данных органолептического профиля и для определения, почему испытателям нравится или не нравится продукт.