8.2.1 Общие положения
Подлежащие оценке продукты должны быть подготовлены согласно методам, рекомендованным изготовителями, или, если такие методы неизвестны, то согласно методу, официально оформленному по предварительным испытаниям. Допуская надлежащим образом обоснованные ожидания, условия подготовки должны приближаться к обычным условиям использования и потребления.
То же самое правило применяется к представлению продуктов (температура, сопутствующие продукты, посуда и способ подачи).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - Любой продукт меняется от партии к партии и вследствие хранения. Такая изменчивость может представлять интерес для стороны-инициатора и в некоторых случаях может стать основной задачей испытания. Во всех других случаях изменчивость следует минимизировать, используя продукты из одной и той же партии, которые хранились в одинаковых условиях и в течение одинакового времени.
8.2.2 Количество представляемых продуктов
Количество продукта, представленного испытателю, должно соответствовать обычно потребляемой порции продукта, установленной стороной-инициатором. Испытателя необходимо информировать о минимальном количестве образца для испытания и, при необходимости, о максимальном количестве образца для испытания или потребления. Необходимо следить за тем, чтобы порция образца не была слишком маленькой (риск получить только мимолетное исчезающее начальное впечатление) или слишком большой (риск добиться пресыщения или отвращения).
Представленное количество может потребовать уменьшения по сравнению с обычно потребляемым количеством, в тех случаях, когда участники пробуют несколько продуктов одного и того же семейства. В то же время, представленного количества всегда должно быть достаточно, чтобы избежать проведения оценки на слишком малом количестве, спровоцировав, таким образом, получение мимолетного исчезающего начального впечатления.
Порция готовой рыбы, предоставленная каждому участнику, должна пропорционально включать все составляющие испытуемого продукта.
8.2.3 Форма представленных продуктов
Иногда существует два варианта представления продукта, продукт в состоянии непосредственно после закупки и продукт в форме, готовой к употреблению.
Пример 1 - Примеры включают хлеб (целиком или нарезанный), сосиску (целиком или нарезанную), сыр (целиком или нарезанный), пиццу (целиком или порциями), растворимый кофе (в чашке до или после добавления воды).
Лаборатория и сторона-инициатор могут считать, что обе формы имеют одну и ту же цель: наилучшим образом оценить удовольствие, вызываемое продуктом. Нет необходимости знать, провоцируется или нет эффект ореола той или иной формой. Если да, то две формы представляют одновременно (целиком/кусочками) или последовательно (растворимый кофе). Потребитель дает отдельную оценку обеим формам представления, причем потребители не знают, что один и тот же продукт представлен в двух формах. Такой подход соответствует нормальному поведению потребителя, которому в повседневной жизни не требуется разделять свои восприятия.
Пример 2 - Слова инструкции и вопроса могут звучать так: Вам дают сосиску под кодом 148. Вам следует осмотреть ее, понюхать, съесть несколько кусочков и затем сообщить свою оценку с помощью указанной ниже шкалы.
Если лаборатория и сторона-инициатор согласны, что обе формы вносят вклад в удовольствие, получаемое от продукта, они не нуждаются в обработке как разные продукты. Наоборот обе эти формы можно представить вместе или по очереди и получить один рейтинг.
Примечание - Под настоящий стандарт не подпадает случай, когда лаборатория и сторона-инициатор считают необходимый узнать эффект ожидания, создаваемый визуальной информацией. Такая ситуация попадает в рамки области применения специальных планов испытания, включающих конкретные концепции и методы анализа.