Две основные группы гедонических испытаний устанавливают разные задачи для потребителя (испытателя):
a) проверка приемлемости, используемая для измерения глубины удовлетворения (удовольствия) при потреблении. В настоящем стандарте единственным описанным типом проверки приемлемости является рейтинговый метод (метод шкал);
b) методы предпочтения, используемые для измерения степени получаемого удовольствия от разных продуктов (например, "Какой образец Вам нравится больше?" или "Пожалуйста, расположите представленные образцы в порядке от менее понравившегося до более понравившегося"). Информация, полученная методом оценки моментального предпочтения, имеет относительный характер. Она ничего не говорит о приемлемости продуктов, поскольку можно отдать предпочтение одному продукту перед другим, хотя оба они неприемлемы. Методы предпочтения подразделяются:
- на методы парного сравнения, когда сравнивают два образца;
- методы ранжирования, когда работают с несколькими образцами.