Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 11136-2017 Методология. Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне

     5.2 Набор потребителей

5.2.1 Общие положения

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - Необходимо соблюдать:
     
     - конфиденциальность и соответствующие законы при создании и оформлении файлов с персональными данными.
     
     - законодательство в отношении возрастных ограничений.


Потребителей можно набирать либо на основе конкретной задачи (там, где потребителей набирают заново непосредственно под конкретное испытание) или из группы ожидания (перечень потенциальных потребителей с известными характеристиками). Набор под конкретную задачу часто считают средством набора потребителей, которые активно не участвовали в подобных испытаниях, но эта идея может стать ошибочной, когда происходит значительное увеличение мест, где организуют гедонические испытания квазистационарным образом.

5.2.2 Набор под конкретную задачу

Набор под конкретную задачу можно проводить в общественном месте, в торговой точке, по телефону, по обычной или электронной почте или по объявлению в местной газете или на радиостанции, или в социальных сетях, или иными путями через Интернет. В большинстве случаев необходимо достичь предварительного соглашения с корпорацией или организацией, несущей ответственность за участок, на котором ведется набор.

Способ набора и время подхода к потребителю (в частности, когда контакт происходит в общественном месте или по телефону и при распространении информации через средства массовой информации) может в значительной степени повлиять на состав выборки потребителей.

5.2.3 Набор из группы ожидания

Для эффективности набора также можно укомплектовать группу ожидания, участников которой внести в файл описания потребителей. Перед каждым испытанием и после установления целевой совокупности, можно сделать предварительный выбор на основе критериев, записанных в этом файле.

Описание потребителей может включать следующие данные о потребителе:

- идентификационные данные рассматриваемого лица, контактные данные;

- возраст, пол;

- семейное положение, состав семьи;

- социальное положение, профессия, доход;

- возможные проблемы со здоровьем (например, аллергия, диабет, проблемы со зрением, и т.д.) в отношении испытываемых продуктов;

- другая информация, связанная с испытываемыми продуктами (например, привычки в еде и питье, религиозные запреты, образ жизни, бытовое оборудование);

- информация о доступности потребителя для участия в испытаниях;

- информация о случаях предыдущего участия в испытаниях потребителем.

Описание каждого потребителя необходимо регулярно актуализировать.

Описанная база данных позволит эффективно работать в диалоге между стороной-инициатором и поставщиком услуг в такой мере, в какой это позволит последнему обеспечить удовлетворение основных пожеланий стороны-инициатора в отношении целевых потребителей.

5.2.4 Частота привлечения потребителей

По сравнению с набором под конкретную задачу существует большой риск "профессионализации потребителя", при наборе из существующей совокупности потребителей.

Важно избежать эффекта обучения отдельного потребителя в отношении испытуемой группы продуктов, поэтому нельзя привлекать одних и тех же потребителей слишком часто. В качестве руководства рекомендуется проводить отдельные испытания одного и того же продукта не менее чем с трехмесячным интервалом.

Лаборатория должна сохранять записи частоты участия каждого потребителя в испытаниях каждого продукта и каждого семейства продуктов. История участия потребителей должна быть включена в отчет об испытании, возможно наряду с информацией о семействе продуктов по запросу стороны-инициатора.