Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 11136-2017 Методология. Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне

     5.1 Общие положения


Целью гедонического испытания является определение приемлемости продуктов и/или определение предпочтений по отношению к двум или более продуктам установленной совокупностью потребителей.

Состав выборки потребителей является решающим для любого гедонического испытания, поскольку рассматривают, сможет или нет результат ответить на интересующие вопросы стороны-инициатора.

Потребители должны быть добровольцами, что означает запрет на получение вознаграждения или оплаты за участие в испытаниях.

Важно получить спонтанную реакцию.

Подготовленные потребители должны быть исключены из таких испытаний, поскольку они будут систематически отличаться от целевой совокупности потребителей.

Обычно не рекомендуется набирать потребителей из персонала компании, производящей испытуемый продукт. Если используют группу внутренних потребителей, то среди факторов, наиболее неблагоприятно сказывающихся на результатах, будет:

- риск узнавания испытуемых продуктов,

- тенденция вынести суждение в пользу узнанных продуктов, и

- хорошая осведомленность в отношении испытуемых продуктов.

Эти факторы несут серьезный риск нарушения репрезентативности результатов для целевой совокупности потребителей.

Все критерии, которым следуют при выборе потребителей (например, можно или нет набирать их из штата компании-изготовителя или ее конкурентов или из конкретного социально-экономического сектора), должны быть согласованы с клиентом, заказавшим проведение испытания, независимо от используемого метода набора.