Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 11136-2017 Методология. Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне

     5.3 Составление выборки потребителей

5.3.1 Выбор потребителей с помощью анкеты

Когда потребителей набирают с помощью анкеты, относящейся к критериям, установленным для состава выборки потребителей, потребитель не должен иметь возможность идентифицировать, какие критерии в анкете являются решающими в выборе для участия в испытаниях.

Примеры возможных критериев:

- предыдущее участие в испытаниях рассматриваемой группы продуктов;

- частота использования рассматриваемого продукта;

- обычно используемый бренд, описание продукта, место приобретения и т.д.;

- привычки в использовании или потреблении рассматриваемого продукта.

Могут подойти другие критерии, такие как возраст, пол, социальный слой, группа занятости или географическое местоположение. Из соображений практичности следует установить классы для каждого из этих критериев. Для каждого класса следует установить процент, которым этот класс будет представлен в выборке потребителей.

Для каждого потребителя, выбранного для участия в испытании, анкета должна быть заполнена полностью.

Можно проверить требуемые детали набора.

Пример анкеты для набора участников приведен в приложении А.

Анкету или информацию из этой анкеты необходимо хранить, чтобы обеспечить прослеживаемость параметров набора участников испытания.

5.3.2 Репрезентативность выборки потребителей

Репрезентативность в отношении целевой совокупности является главным свойством, требуемым от выборки. Определение такой совокупности обычно вытекает из взаимодействия между стороной-инициатором испытания, которая предлагает целевую совокупность, и лабораторией, которая оценивает осуществимость этого предложения.

Для выбора потребителей, которые будут представительными для целевой совокупности, необходимо использовать следующие критерии:

- частота использования или потребления продукта (этот критерий зачастую считается основным в отношении его предполагаемого влияния на различающую способность испытания);

- возраст, пол, социально-экономический статус, занятие, географическое местоположение;

- бренд продукта, обычно используемого или потребляемого;

- место приобретения этого продукта.