12.1 Рекламации
12.1.1 В организации должен быть сотрудник(и), ответственный(ые) за рассмотрение рекламаций и принятие решений. Если этот сотрудник не является уполномоченным лицом, то данное лицо должно быть осведомлено о фактах рекламаций, их анализе и отзывах продукции.
12.1.2 Действия по анализу рекламаций на некачественную продукцию и принятие решения об отзыве продукции должны быть изложены в соответствующей инструкции.
12.1.3 Следует проводить анализ рекламаций и документально оформлять его с описанием претензии на качество продукции. К этой работе следует привлекать лицо, ответственное за контроль качества продукции.
12.1.4 Если обнаружено или подозревается несоответствие качества определенной серии продукции установленным требованиям, следует принять решение о проверке аналогичных серий.
12.1.5 Решения и меры, принятые по любой рекламации, вносят в соответствующий протокол на серию продукции.
12.2 Отзыв продукции
12.2.1 В организации должен быть сотрудник(и), ответственный(ые) за отзыв продукции из оборота и независимый от служб реализации и маркетинга. Если этот сотрудник не является уполномоченным лицом, то данное лицо должно быть осведомлено о фактах отзыва продукции.
12.2.2 Порядок отзыва продукции регламентирован инструкцией.
12.2.3 Отзыв продукции осуществляют оперативно и своевременно.
12.2.4 Компетентные органы стран, в адрес которых могла быть направлена продукция, должны быть немедленно информированы о принятии решения об отзыве продукции в связи с подозрением или обнаружением несоответствия ее качества.
12.2.5 Документация по отгрузке продукции должна быть доступной для лица, ответственного за отзыв продукции, и содержать информацию о покупателях и заказчиках, экспортных поставках и поставках образцов агентов.
12.2.6 На отозванной продукции должна быть соответствующая маркировка. Отозванную продукцию следует хранить в изолированных зонах до принятия решения о ее дальнейшем использовании или утилизации.
12.2.7 Последовательность действий при отзыве продукции должна быть оформлена документально. Окончательный отчет должен содержать баланс между количеством поставленной и отозванной продукции.
12.2.8 Эффективность мероприятий по отзыву продукции следует регулярно проверять и анализировать.