5.1 Краткий обзор
Основной целью системы менеджмента надежности является руководство и управление организацией в области надежности, с учетом взаимосвязи с другими дисциплинами, чтобы обеспечить эффективное и комплексное достижение целей. Политики и цели организации могут включать в себя политику и цели в области надежности, достижение которых приводит к созданию системы менеджмента надежности.
На рисунке 2 показана схема менеджмента надежности как части общей системы менеджмента организации. Система менеджмента надежности требует создания программы надежности, которая реализуется в планы и действия организации.
Рисунок 2 - Система менеджмента надежности
Система менеджмента надежности состоит из трех элементов:
- организационных мероприятий для внедрения политики и целей в области надежности;
- действий в области надежности, выполняемых в соответствии с программой надежности;
- мероприятий по анализу работы.
5.2 Организационные мероприятия
Установление организационных мероприятий ориентировано на создание структуры менеджмента, которая должна облегчить эффективное выполнение политики в области надежности. Менеджмент надежности должен быть интегрирован в другие системы менеджмента организации, чтобы обеспечить эффективное принятие решений и техническое руководство. В частности разработка надежности должна быть интегрирована в процессы проектирования и улучшения. В приложении A приведено описание интегрирования действий надежности в действия, стратегии и процессы организации для достижения долгосрочных и оперативных целей проекта.
Политика и цели надежности должны соответствовать стратегии и целям организации и соответствующих заинтересованных сторон с учетом технических перспектив и бизнеса. Действия по управлению надежностью должны учитывать условия работы организации, ее цели и стратегии их достижения, риски и возможности.
Для обеспечения эффективности системы менеджмента надежности не всегда необходимо функционирование сложной организационной инфраструктуры и системы отчетности. Действиями надежности может управлять отдельная организационная единица с выделенными или аналогичными функциями, или эти действия могут быть интегрированы в другие функциональные обязанности в соответствующих областях, или управление может включать сочетание двух предыдущих подходов. Сбалансированность структуры, обязанностей, процедур, действий, ресурсов и информации организации важна для обеспечения результативного и эффективного управления надежностью. Менеджмент надежности должен быть включен в действия по планированию, анализу, аудиту, верификации и валидации организации.
Если такие функции, как проектирование и разработка, обслуживание и логистическая поддержка переданы на аутсорсинг, то необходимо установить ответственность за аспекты надежности при аутсорсинге, проводить их мониторинг и управление.
Одной из проблем менеджмента надежности на различных этапах жизненного цикла является вовлечение в работу более одной организации. Определенные обязанности могут быть переданы от одной организации к другой на различных этапах жизненного цикла. Так как организационные стили и процедуры могут быть различными, то менеджмент надежности должен быть адаптирован к различным ситуациям.
Средства управления и мониторинга данных и информации о надежности должны быть установлены как часть системы управления информацией организации. Это должно обеспечить способность проникновения в суть проблемы, на основе исторических данных и записей, связанных с обеспечением надежности, и позволить определять состояние надежности и необходимость улучшения.
5.3 Действия менеджмента надежности
Эффективный менеджмент надежности помогает обеспечить соответствие требований надежности функциональным и нефункциональным требованиям.
Действия в области менеджмента надежности должны быть направлены на следующее:
- обеспечение лидерства со стороны руководства путем принятия обязательств, управления политикой и установления функций, обязанностей и полномочий;
- обеспечение оперативного планирования и управления для достижения целей в области надежности и управления риском;
- вовлечение заинтересованных сторон для идентификации требований и проблем надежности, обмена информацией о статусе программы надежности, разрешения конфликтов и принятие компромиссных решений, обеспечения и поддержки предпринимаемых действий;
- координирование различных функций организации, задействованных в области надежности с возложением ответственности за обеспечение надежности для координации менеджмента и технических действий;
- управление риском для задач и целей надежности;
- обеспечение и управление ресурсами, включая приобретение капитального оборудования, подготовку и прием персонала, аутсорсинг и заключение субподрядных договоров на работы по надежности;