Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности (Переиздание)

     

     4 Менеджмент надежности

4.1 Понимание надежности

Надежность - это способность технического объекта функционировать в соответствии с установленными требованиями в течение установленного времени. Надежность создает ценность, в которой технический объект сохраняет свои показатели функционирования в соответствии с требованиями и соответствует потребностям и ожиданиям потребителя.

________________

Термин следует применять в соответствии с ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике. Термины и определения".


Менеджмент надежности является ключевым элементом общих систем менеджмента организации, в особенности менеджмента активов, финансового менеджмента и менеджмента качества. Менеджмент надежности включает планирование и внедрение действий, процессов организации и связанных с ними средств и методов, направленных на достижение целевых значений работы показателей организации и продукции.

Надежность обычно повышается при систематическом сокращении частоты простоев, отказов продукции, задержек технического обслуживания и других нежелательных событий и уменьшении их воздействия. Повышения надежности достигают за счет выполнения таких действий, как улучшение конструкции, устранение первопричин отказов, упрощение сложных процессов, смягчение воздействия аномалий, повышение отказоустойчивости и пригодности использования конструкции, предупреждение возникновения отказов и ошибок, управление техническим обслуживанием, принятие обязательств по построению доверительных отношений с потребителями на всех стадиях жизненного цикла объекта. Важно проводить анализ надежности на ранних стадиях жизненного цикла, так как исправление конструкции с низкими показателями надежности часто на последующих стадиях жизненного цикла является более трудоемким и дорогостоящим.

На рисунке 1 показана взаимосвязь надежности с потребностями заинтересованных сторон и требованиями к техническому объекту. В зависимости от условий в круг заинтересованных сторон могут быть включены пользователи, владельцы, клиенты, государственные учреждения, предприятия и организации, ответственные за обеспечение установленных требований надежности.


Рисунок 1 - Взаимосвязь надежности с потребностями заинтересованных сторон и требованиями к техническому объекту (продукции, системе, процессу или услуге)


Требования обычно определяют исходя из потребностей заинтересованных сторон и в соответствии с такими ограничениями, как условия использования, ресурсы и законодательные требования. Требования делят на функциональные требования, которые определяют действия технического объекта и нефункциональные требования, которые устанавливают дополнительные свойства. Примеры функциональных требований - пропускная способность и выходная мощность, примеры нефункциональных требований - безопасность, экологическая устойчивость и эффективность. Требования надежности, заданные через параметры, зависящие от времени, обеспечивают способность достигать установленных значений показателей и включают требования к безотказности, готовности, ремонтопригодности и обеспеченности техническим обслуживанием.

Функциональные и нефункциональные требования и требования надежности взаимосвязаны. Требования надежности могут существовать только, если существуют функциональные и/или нефункциональные требования, которые должны быть удовлетворены. При этом могут существовать противоречия и/или конкуренция между требованиями (такими как безопасность и производительность) и надежностью и,* поэтому необходимы разумный баланс и корректировки. Могут также существовать ограничения, связанные со стоимостью, доступностью компонентов технического объекта или ресурсов, или установленные ограничения во времени, которые требует сбалансированности между функциональностью и надежностью.

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Восприятие у заинтересованных сторон способности функционирования в соответствии с установленными требованиями может быть различным. У пользователей, поставщиков, операторов, рабочих и других лиц, взаимодействующих с техническим объектом, требования надежности могут накладываться друг на друга, при этом следует учитывать различные цели и ожидания использования. Это может привести к различиям в восприятии надежности, которые необходимо проанализировать при определении требований.

Надежность включает объективно измеряемые характеристики, такие как показатели безотказности, готовности и ремонтопригодности, и более субъективные суждения о доверии к функциям, необходимым особым заинтересованным сторонам. При установлении требований возможность определять достижение целей на основе данных измерений является фундаментальной.

Надежность включает способность соответствовать функциональным и нефункциональным требованиям в нормальных и ожидаемых условиях, а также способность адаптации к неожиданным изменениям требований, предположений и условий для восстановления после внешних отказов системы.

4.2 Преимущества применения менеджмента надежности

Менеджмент надежности позволяет получить такие преимущества как:

- способность соответствовать требованиям и целям заинтересованных сторон;

- достижение ожидаемого уровня предоставления услуг;

- поддержание производства или производственной мощности за счет повышения готовности;

- повышение безопасности в ситуации, когда потенциальные отрицательные последствия идентифицированы и распределены;

- снижение воздействий на окружающую среду в ситуации, когда потенциальные отрицательные последствия идентифицированы и распределены;

- увеличение ресурса, долговечности и сокращение затрат на всех стадиях жизненного цикла;