7.1 Модели непрерывного повышения надежности
7.1.1 Степенная модель
В статистических процедурах для степенной модели повышения надежности в качестве исходных данных используют отказы и наработки в процессе испытаний. За исключением метода прогнозирования (см. 9.6), модель применяют к общему набору данных об отказах (см. ГОСТ Р 51901.6-2005, рисунки 2 и 4, характеристику 3) без деления на категории.
Основные уравнения для степенной модели приведены в настоящем разделе. Справочная информация о модели приведена в приложении В.
Математическое ожидание накопленного количества отказов за время вычисляют по формуле
при 0, 0, 0, (18)
где - параметр масштаба;
- параметр формы (функция общей эффективности улучшений соответствует повышению надежности, если 01; соответствует сохранению надежности, если 1; соответствует снижению надежности, если 1).
Параметр потока отказов до испытаний в момент завершения (час) имеет вид:
при 0. (19)
Таким образом, оба параметра, и , влияют на параметр потока отказов в заданное время. Уравнение представляет собой прямую с углом наклона касательной к оси времени в точке , как показано на рисунке 9 в ГОСТ Р 51901.6-2005.
Среднее время между отказами за время испытаний имеет вид:
. (20)
В 9.1 и 9.2 приведены оценки максимального правдоподобия для параметров и . В 9.3 приведены критерии согласия для модели, а в 9.4 и 9.5 рассмотрены процедуры построения доверительного интервала. Распространение модели на прогнозирование повышения надежности описано в 9.6.
Модель имеет следующие характерные особенности:
- Модель проста для определения оценок.
- Если параметры оценены по прошлым программам, это удобный способ планирования будущих программ, использующих аналогичные условия испытаний и такую же результативность улучшения (см. 7 и ГОСТ Р 51901.6-2005, пункты 6.4.1-6.4.7).
- Иногда модель дает нереальные значения; например, для 0, т.е. повышение может быть бесконечным и стремится к нулю при , стремящемся к бесконечности. Однако эти ограничения не влияют на практическое использование модели.
- Модель является относительно инертной и нечувствительной к повышению надежности сразу после корректирующей модификации и может давать заниженную (пессимистическую) оценку , если только она не используется для прогнозирования (см. 9.6).
- Обычный метод оценки предполагает, что наблюдаемые наработки известны точно, но возможен альтернативный подход, когда отказы сгруппированы в пределах известного интервала времени (см. 9.2.2).
7.1.2 Модель для фиксированного количества отказов
Данная модель, также известная как модель IBM-Рознера [9], использует следующие предположения:
- существуют случайные отказы (функция интенсивности отказов постоянна), возникающие с интенсивностью ;
- существует фиксированное, но неизвестное количество неслучайных конструктивных, производственных и других отказов объекта в начале испытаний.
Ограничение модели состоит в предположении о том, что коэффициент эффективности сокращения количества отказов равен единице.