4.1 Общие положения
Процесс бенчмаркинга, который обычно состоит из трех основных этапов (подготовка, сравнение, улучшение), приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Процесс бенчмаркинга
4.2 Этап 1. Подготовка бенчмаркинга
4.2.1 Общие положения
При подготовке бенчмаркинга необходимо установить политику, цели и область применения бенчмаркинга в организации, а также определить методы его проведения и выбрать партнеров.
4.2.2 Установление политики, целей и области применения бенчмаркинга в организации
Организация должна сформулировать политику в области бенчмаркинга, установить критерии бенчмаркинга и показатели их выполнения. Перечень основных критериев установлен в разделе 5. Если определенные критерии не применяют или применяют не полностью, то это должно быть четко указано (в таблице перечня), а критерий исключен из бенчмаркинга.
Организация должна назначить лицо, ответственное за процесс бенчмаркинга. Ответственный должен обеспечить:
- валидацию политики бенчмаркинга руководством организации;
- управление результатами бенчмаркинга;
- воспроизводимость бенчмаркинга.
4.2.3 Установление целей и области применения бенчмаркинга
Основная цель проведения процесса бенчмаркинга заключается в том, чтобы выявить, понять и применить в своей организации наиболее эффективные стратегии, улучшить процессы и/или выпускаемую продукцию, т.е. внедрить улучшения.
При подготовке бенчмаркинга важно четко определить цель, например: снижение количества дефектов на миллион, определение вариантов улучшения, принятие решений о выделении ресурсов для реализации проекта в области бенчмаркинга, определение приоритетности проблем, проверка соблюдения правовых норм, выявление передового опыта, рассмотрение и планирование бюджета, проверка результативности процесса, оценка показателей продукции. В некоторых случаях достаточно установить одну цель, в более сложных случаях может потребоваться установление нескольких целей.