Иллюстративные примеры
В данном приложении приведены примеры, иллюстрирующие процедуры, установленные в настоящем стандарте, и позволяющие пользователям настоящего стандарта проверить правильность своих вычислений. Приведенные примеры не следует рассматривать как рекомендации для использования в конкретных программах проверки квалификации.
Е.1 Влияние цензурированных данных (см. 5.5.3.3)
В таблице Е.1 приведены 23 результата раунда программы проверки квалификации, из которых пять результатов представлены в виде "менее некоторого числа". Робастные среднее и стандартное отклонение в соответствии с алгоритмом А вычисляют тремя различными способами:
1) знак "<" игнорируют, а данные анализируют как обычные количественные данные;
2) данные со знаком "<" удаляют;
3) данные со знаками "<" и ">" заменяют половиной их значений, а результаты используют для определения оценки как количественные результаты.
В каждом варианте результаты, выпадающие за допустимые границы, помечены знаком "#". Это означает, что в результате будет получена неприемлемая оценка (сигнал к действиям) для любых результатов, количественное значение которых находится вне пределов . Провайдер может использовать альтернативные правила для действий с результатами со знаками "<" или ">".
Таблица Е.1 - Пример набора данных с цензурированными (<) результатами и три способа работы с такими результатами
Участник | Результат | Набор данных с прогнозированным знаком "<" | Набор данных после исключения данных со знаком "<" | Набор данных после результатов со знаком ">" и "<" на половинное значение |
А | <10 | 10 | - | 5 |
В | <10 | 10 | - | 5 |
С | 12 | 12 | 12 | 12 |
D | 19 | 19 | 19 | 19 |
Е | <20 | 20 | - | 10 |
F | 20 | 20 | 20 | 20 |
G | 23 | 23 | 23 | 23 |
Н | 23 | 23 | 23 | 23 |
J | 25 | 25 | 25 | 25 |
K | 25 | 25 | 25 | 25 |
L | 26 | 26 | 26 | 26 |
М | 28 | 28 | 28 | 28 |
N | 28 | 28 | 28 | 28 |
Р | <30 | 30 | - | 15 |
Q | 28 | 28 | 28 | 28 |
R | 29 | 29 | 29 | 29 |
S | 30 | 30 | 30 | 30 |
Т | 30 | 30 | 30 | 30 |
U | 31 | 31 | 31 | 31 |
V | 32 | 32 | 32 | 32 |
W | 32 | 32 | 32 | 32 |
Y | 45 | 45 | 45 # | 45 |
Z | <50 | 50 # | - | 25 |
Итого | ||||
Количество результатов | 23 | 23 | 18 | 23 |
26,01 | 26,81 | 23,95 | ||
7,23 | 5,29 | 8,60 |
Выбор способа обработки данных со знаком "<" оказывает существенное влияние на робастное среднее и стандартное отклонения, а также на оценку функционирования. Провайдер проверки квалификации должен определить соответствующий метод.
Е.2 Тест на однородность и стабильность. Содержание мышьяка As в шоколаде (см. 6.1)
Образцы для проверки квалификации подготавливают для использования при международной проверке квалификации и затем используют как стандартный образец. Изготовлено 1000 флаконов.
Проверка однородности: выбирают 10 образцов, используя стратифицированный случайный отбор образцов из различных порций производственного процесса. Две исследуемые порции извлекают из каждой бутылки и проверяют в случайном порядке. Данные приведены в таблице Е.2. Итоговые статистики получены в соответствии с процедурой, описанной в В.3 приложения В. Целевое значение для As в шоколаде составляет 15%, таким образом, оценку выборочной изменчивости сопоставляют при проверке с 0,3 .
Таблица Е.2 - Данные для проверки однородности данных при контроле содержания мышьяка в шоколаде
Номер бутылки | Проба 1 | Проба 2 |
3 | 0,185 | 0,194 |
111 | 0,187 | 0,189 |
201 | 0,182 | 0,186 |
330 | 0,188 | 0,196 |
405 | 0,191 | 0,181 |
481 | 0,188 | 0,180 |
599 | 0,187 | 0,196 |
704 | 0,177 | 0,186 |
766 | 0,179 | 0,187 |
858 | 0,188 | 0,196 |
Общее среднее: 0,18715.
SD среднего арифметического: 0,00398.
: 0,00556.
: 0,00060.
: 0,18715·0,15=0,02807.
Проверочное значение: 0,3=0,00842.
Значение менее проверочного значения, следовательно, однородность является достаточной.
Проверка стабильности: два образца для проверки квалификации отбирают случайным образом и хранят при повышенной температуре (60°С) в течение всего раунда программы проверки квалификации (6 нед.). Образцы протестированы в двух экземплярах (см. таблицу Е.3), и четыре результата проверены на однородность значений.