9.1 Общие положения при определении качества работы лабораторий
9.1.1 Статистики, используемые при определении качества работы лабораторий, должны соответствовать цели(ям) программы проверки квалификации.
Примечание - Статистики функционирования более полезны, если участники и заинтересованные стороны понимают их структуру и вывод.
9.1.2 Индексы функционирования должны быть легко анализируемыми для всех уровней измеряемой величины и различных раундов программы проверки квалификации.
9.1.3 Результаты участников должны быть определены и проанализированы относительно выполнения предположений, используемых при разработке программы проверки квалификации, чтобы обеспечить значимость статистики функционирования. Например, проверить, не существует ли каких-либо доказательств ухудшения образца для проверки квалификации, или не смешаны ли группы участников, или нет ли серьезных нарушений статистических предположений о свойствах данных.
9.1.4 В общем случае нецелесообразно использовать методы оценки, которые намеренно устанавливают фиксированную долю результатов для получения сигнала к действиям.
9.2 Ограничения неопределенности приписанного значения
9.2.1 Если стандартная неопределенность приписанного значения велика по сравнению с критерием оценки функционирования лаборатории, то существует риск того, что некоторые участники получат сигнал к действиям и сигнал предупреждения из-за неточностей в определении приписанного значения, а не по причине плохой работы участника. Поэтому стандартная неопределенность приписанного значения должна быть определена заранее и сообщена всем участникам (см. 4.4.5 и 4.8.2 ГОСТ ISO/lEC 17043-2013).
Если соблюдены приведенные ниже критерии, то неопределенность приписанного значения можно считать пренебрежимо малой и ее можно не учитывать при интерпретации результатов раунда проверки квалификации
или . (10)
Примечание - , если 3,0 - зона сигнала к действиям.
9.2.2 Если этот критерий не выполняется, то провайдер проверки квалификации должен выполнить перечисленные ниже действия, гарантируя при этом, что любые предпринятые действия по-прежнему соответствуют согласованной политике в области оценки функционирования лаборатории в программе проверки квалификации:
a) следует выбрать метод определения приписанного значения таким образом, чтобы неопределенность приписанного значения удовлетворяла неравенствам (10);
b) необходимо использовать неопределенность приписанного значения при анализе результатов программы проверки квалификации (см. 9.5 для -индексов, 9.6 для -индексов или 9.7 для -индексов);
(Поправка. ИУС N 2-2020).
c) если приписанное значение получено по результатам участников и из-за различий между подгруппами участников неопределенность приписанного значения слишком велика, следует использовать значения неопределенности для каждой подгруппы участников (например, сгруппировать участников по видам используемых методов измерений).
Примечание - В гармонизированном протоколе IUPAC [1] описана конкретная процедура обнаружения бимодальности, основанная на проверке графика плотности ядра с установленной "шириной полосы пропусканий";
d) должны информировать участников о том, что неопределенность приписанного значения не является незначительной и это может повлиять на оценку их работы.
Если неприменимо ни одно из перечислений а)-d), то участники должны быть проинформированы, что приписанное значение и индексы функционирования не могут быть определены достоверно.
Примечание - Методы, представленные в данном разделе, приведены в Е.3 и Е.4 приложения Е.
9.3 Оценка отклонения (погрешности измерений)
9.3.1 Пусть представляет результат измерений характеристики свойства образца для проверки квалификации (или среднее арифметическое репликаций измерений), указанных в отчете -го участника в одном из раундов программы проверки квалификации. Тогда простая мера качества работы участника может быть вычислена как разность между результатом и приписанным значением
. (11)
можно интерпретировать как погрешность измерений результатов в той степени, в которой приписанное значение можно рассматривать как обычное или опорное значение количественной величины.
Разность может быть выражена в тех же единицах, что и приписанное значение, или в процентах, вычисленных по формуле
. (12)