4.1 Основные требования к статистическим методам
4.1.1 Используемые статистические методы должны соответствовать целям и быть статистически обоснованными. Все статистические предположения, на которых основаны методы или планы проверки, должны быть указаны в программе проверки квалификации, и их применение должно быть обосновано.
Примечание - Статистически обоснованный метод имеет прочную теоретическую основу, известные свойства в ожидаемых условиях использования, и опирается на предположения или условия, при которых данные могут быть применены для целей обработки.
4.1.2 Статистические методы планирования эксперимента и анализа данных должны соответствовать целям программы проверки квалификации.
4.1.3 Провайдер проверки квалификации должен предоставить участникам описание используемых методов расчета, объяснение общей интерпретации результатов, а также обоснование всех ограничений, касающихся интерпретации результатов. Эта информация должна быть представлена в каждом отчете для каждого раунда программы проверки квалификации или в отдельных процедурах и должна быть доступной для участников.
4.1.4 Провайдер проверки квалификации должен гарантировать, что все программное обеспечение является адекватным.
4.2 Базовая модель
4.2.1 Если в программах проверки квалификации для заданного образца результатом проверки квалификации является единственный результат, представляющий собой количественную величину, то базовая модель имеет вид:
, (1)
где - результат проверки квалификации -го участника;
- истинное значение измеряемой величины;
- погрешность измерений -го участника, подчиняющаяся распределению в соответствии с моделью.
Примечание 1 - Общие модели для включают: нормальное распределение со средним, равным 0, и дисперсией, одинаковой или различной для каждой лаборатории; более общие модели включают "загрязненное (с выбросом)" нормальное распределение, представляющее собой сочетание нормального распределения с распределением, представляющим собой совокупность ошибочных результатов.
Примечание 2 - Основой модели сравнительной оценки с использованием z-индексов и является предположение о том, что в "идеальной" генеральной совокупности квалифицируемых лабораторий межлабораторное стандартное отклонение должно быть или меньше.
Примечание 3 - Данная модель отличается от базовой модели, установленной в стандартах серии ГОСТ Р ИСО 5725, так как она не использует термин "лабораторное смещение" . Это происходит потому, что термины "лабораторное смещение" и "остаточная погрешность" не могут быть применены в случае единственного наблюдения. Однако если рассматривают результаты участников в нескольких раундах или при проверке используют несколько образцов, может быть полезно включение лабораторного смещения.
4.2.2 Для порядковых или качественных результатов могут быть использованы другие модели или вообще отсутствовать необходимые статистические модели.
4.3 Общие подходы к сравнительной оценке результатов
4.3.1 Существуют три различных общих подхода к оценке показателей в программе проверки квалификации. Применение того или иного подхода зависит от целей программы проверки квалификации. Ниже перечислены эти подходы, как то оценка показателя на основе сопоставления:
a) с независимо выведенным критерием;
b) показателями других участников;
c) заявленной неопределенностью результатов измерений.
4.3.2 Для определения приписанного значения и определения критерия сравнительной оценки общие подходы могут быть использованы по-разному. Например, если приписанное значение является робастным средним участника и сравнительную оценку выполняют на основе или и* , где - заранее определенная допустимая погрешность измерений и . Аналогично, в некоторых случаях приписанное значение может быть опорным значением, а - робастным стандартным отклонением результатов участника. В подходе с) 4.3.1, использующем неопределенность измерений, приписанное значение обычно соответствует опорному значению.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.