4.1 Рабочий тормоз
4.1.1 Снегоболотоход должен иметь передние и задние тормозные механизмы, приводимые в действие одним ножным органом управления, расположенным слева от педали акселератора. Срабатывание рабочего тормоза должно осуществляться движением органа управления вперед и/или вниз.
4.1.2 При воздействии на орган управления тормозами усилие должно быть не менее 44 Н и не более 555 Н.
4.1.3 В ходе одного из четырех контрольных торможений снегоболотохода до остановки в соответствии с процедурой по 5.1.2 по крайней мере один раз должна быть достигнута величина среднего замедления , не менее 4,5 м/с
. Среднее замедление при торможении
рассчитывают по формуле (1)
, (1)
где - среднее замедление при торможении, м/с
;
- скорость начала торможения, км/ч;
- тормозной путь, м.
4.2 Стояночный тормоз/парковочный механизм
4.2.1 Снегоболотоход должен иметь стояночный тормоз/парковочный механизм, способный удерживать его на поверхности с углом наклона 20% (11,4°) в пределах сцепления шин с опорной поверхностью, как в направлении спуска, так и в направлении подъема в течение 5 мин. Возможное смещение снегоболотохода во время испытаний не должно превышать 25 мм. Условия и процедура испытаний - в соответствии с 5.2.2.
4.3 Органы управления двигателем
4.3.1 Снегоболотоход должен иметь устройство останова двигателя, например, с помощью ключа зажигания, расположенное в зоне доступности водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.
4.3.2 Снегоболотоход должен иметь орган управления скоростью в виде педали акселератора.
4.3.2.1 Педаль акселератора должна быть расположена справа от других органов управления, предназначенных для правой ноги водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.
4.3.2.2 Действие педали акселератора должно быть таково, чтобы при движении ее вперед и/или вниз скорость снегоболотохода увеличивалась. При прекращении нажатия на педаль акселератора двигатель должен снижать скорость вращения коленчатого вала до оборотов холостого хода.
4.3.3 В случае, если снегоболотоход имеет ручной орган управления для отключения топливоподачи, он должен отвечать следующим требованиям:
- принцип управляющего движения - поворотный;
- положения органа управления "ВКЛ" и "ВЫКЛ" должны быть разделены углом поворота 90°;
- положения органа управления "ВЫКЛ" и "РЕЗЕРВ" (при наличии) должны быть разделены углом поворота 90°;
- последовательность положений поворотного органа управления должна быть "ВКЛ" - "ВЫКЛ" - "РЕЗЕРВ".
4.4 Органы управления трансмиссией
4.4.1 Сцепление с механическим приводом
Снегоболотоходы, оснащенные сцеплением с механическим приводом должны иметь ножную педаль управления приводом.
4.4.1.1 Педаль управления механическим приводом сцепления должна быть расположена слева от других органов управления, предназначенных для левой ноги водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.
4.4.1.2 Действие педали управления механическим приводом сцепления должно быть таково, чтобы при движении ее вперед и/или вниз происходило разъединение двигателя и трансмиссии.
4.4.2 Орган переключения передач
Снегоболотоходы, оснащенные сцеплением с механическим приводом должны иметь возможность выбора и ручного включения любой передачи в трансмиссии, обозначение которой должно быть в поле зрения водителя.
4.4.2.1 Обозначение передач в трансмиссии должно представлять собой номера передач, где большей цифре соответствует передача, обеспечивающая большую скорость снегоболотохода.