1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод вычисления низшей теплоты сгорания [в мегаджоулях на килограмм или в британских тепловых единицах (БТЕ) на фунт)] в диапазоне от 40,10 до 44,73 мегаджоулей на килограмм или от 17280 до 19230 БТЕ на фунт авиационных бензинов и топлив для авиационных газотурбинных и реактивных двигателей. Прецизионность вычисления низшей теплоты сгорания вне этого диапазона не установлена.
1.2 Настоящий метод является эмпирическим и его не используют для жидких углеводородных топлив, соответствующих спецификациям на авиационные бензины или топлива для авиационных газотурбинных и реактивных двигателей марок Jet A, Jet A-1, Jet В, JP-4, JP-5, JP-7 и JP-8.
Примечание 1 - Экспериментальные данные по теплоте сгорания, на основе которых разработан настоящий стандарт, были получены точным методом, аналогичным методу по ASTM D 4809.
Примечание 2 - Вычисление низшей теплоты сгорания углеводородного топлива возможно только тогда, когда топливо принадлежит к хорошо определяемой группе, для которой соотношение между теплотой сгорания и содержанием ароматических соединений и серы, плотностью и пределами кипения топлива получено по результатам точных экспериментальных измерений представительных образцов данной группы. Даже в этом случае возможна ошибочная оценка из-за большого количества отдельных топлив. Для установления корреляции, представленной в настоящем методе, в качестве топлив были использованы:
- авиационный бензин марок 100/130 и 115/145 по [1], [2];
- керосины, алкилаты и специальные WADC топлива по [3];
- чистые углеводороды - парафины, нафтены и ароматические соединения по [4];
- топлива, данные для которых представлены Советом по координации научных исследований [5].
Примечание 3 - Для установления корреляции были использованы следующие показатели и диапазоны их значений:
- содержание ароматических соединений, % масс., - от 0 до 100;
- плотность, градусы API, - от 25,7 до 81,2;
- испаряемость, °F, - от 160 до 540, использовали среднеарифметическое значение температуры выкипания.
1.3 Значения, установленные в качестве стандартных в единицах СИ или в единицах дюймы-фунты, следует рассматривать отдельно. Значения, установленные в каждой системе, не могут быть строго эквивалентными, в связи с этим значения в каждой системе единиц следует использовать независимо одно от другого. Объединение значений двух систем может привести к несоответствию со стандартом.
1.3.1 Несмотря на то, что настоящий стандарт позволяет вычислять низшую теплоту сгорания в единицах СИ и в единицах дюймы-фунты, использование единиц СИ является предпочтительным.
1.3.2 Низшую теплоту сгорания также в единицах дюймы-фунты можно вычислить по ASTM D 1405 или в единицах СИ по ASTM D 4529. Метод по ASTM D 1405 предусматривает вычисление теплоты сгорания по одному из четырех уравнений в зависимости от типа топлива с установленной для него прецизионностью. Метод по ASTM D 4529 предусматривает вычисление низшей теплоты сгорания по одному уравнению для всех видов авиационного топлива с прецизионностью, установленной для этого метода. В отличие от методов по ASTM D 1405 и ASTM D 4529, метод по настоящему стандарту не требует использования значения анилиновой точки для топлива.
1.4 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности, связанных с его использованием. Пользователь стандарта несет ответственность за обеспечение соответствующих мер безопасности и охраны здоровья и определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.