Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     
ГОСТ Р 57616-2017

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Услуги бытовые


УСЛУГИ ПРОКАТА


Общие требования


Consumer services. Hire services. General requirements



ОКС 03.080.30

Дата введения 2018-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Институт региональных экономических исследований" (АО "ИРЭИ") с участием Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (Финансовый университет) при поддержке Департамента торговли и услуг г.Москвы и Некоммерческого партнерства "Ремесленная палата России"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2017 г. N 912-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)     

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к услугам проката, предоставляемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, для физических лиц, путем передачи во временное пользование непотребляемого движимого имущества для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Стандарт применяется юридическими лицами (организациями) независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими потребителям услуги проката.

На основе настоящего стандарта могут быть разработаны нормативные документы на конкретные услуги проката.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 прокат: Комплекс операций по предоставлению в соответствии с принципами имущественного найма во временное владение и пользование физических лиц движимого имущества, законодательно не запрещенного к обращению на территории Российской Федерации.

Примечание - Движимое имущество для целей проката используется для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательств.

2.2 услуги проката: Результат деятельности исполнителя, направленной на предоставление внаем потребителю своего движимого имущества во временное пользование.

2.3 предприятие проката: Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг проката, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

Примечание - Услуги могут оказываться предприятием, осуществляющим предоставление имущества в прокат в качестве основной деятельности или в качестве дополнительной (сопутствующей) деятельности.

2.4 исполнитель услуг проката (наймодатель): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предоставление движимого имущества в прокат.

2.5 потребитель услуг проката (наниматель): Физическое лицо, использующее имущество, взятое в прокат, исключительно для потребительских целей (личных, семейных, общественных), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательств.

2.6 имущество исполнителя: Прокатный фонд исполнителя, передаваемый потребителю в соответствии с договором, используемый нанимателем в потребительских целях.

2.7 договор на оказание услуги проката: Квитанция, кассовый чек, имеющие все реквизиты, договор проката и прочие договоры, в соответствии с которым предоставляются услуги проката.

Примечание - Договор проката заключается в письменной форме и признается срочным, если срок его действия ограничен 12 мес.

2.8 риск при оказании услуг проката: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Примечание - Риску подвергается как исполнитель услуги, так и потребитель.

2.9 квалификация работника услуг проката: Уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы исполнителя услуг проката в соответствии с видом имущества, подлежащего передаче потребителю во временное пользование.

     3 Классификация услуг проката

3.1 Настоящий стандарт предусматривает классификацию услуг проката по следующим признакам по:

- специфике имущества, подлежащего передаче потребителю во временное пользование;

- срокам проката;

- формам проката;

- способам оформления проката;

- способам оплаты проката;

- способам организации оказания услуг проката.

3.2 В зависимости от специфики имущества различают бытовой, хозяйственный прокат и прокат объектов животного и растительного мира (фауны и флоры).

3.2.1 Услуги бытового проката включают:

- прокат предметов социально-культурного и бытового назначения, личного пользования и домашнего обихода (мебели, бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, спортивного инвентаря, туристского снаряжения, музыкальных инструментов, специальной одежды, костюмов, посуды, предметов ритуального назначения, товаров детского ассортимента и т.д.);

- прокат автотранспортных средств и других средств передвижения, а также аксессуаров к ним (прицепов, детских автокресел и т.п.);

- прокат передвижных средств размещения (палаток на территории кемпингов и пр.);

- прокат видеокассет, компакт-дисков, DVD дисков, компьютерных программ и игр;

- почасовой прокат компьютеров в специальных помещениях (прокат компьютерного времени);

- прокат индивидуальных сейфов, охранных систем и систем индивидуальной защиты и т.п.

3.2.2 Услуги хозяйственного проката включают прокат технических средств, оборудования, инвентаря и другого имущества, используемого в хозяйственных целях, в том числе:

- прокат технических средств (приборов, машин, оборудования, профессионального инструмента для строительства, ремонта, сельскохозяйственных работ и т.п.), оборудования для культурно-массовых мероприятий;

- услуги по прокату на базе предприятий - изготовителей оборудования и технических средств.

3.3 По сроку заключения договора прокат подразделяют на почасовой и срочный.

При почасовом прокате предмет проката передается во временное пользование потребителя на несколько часов (до 24 часов) и, как правило, предусматривается почасовая оплата.

Срочный прокат предусматривает, что предмет проката предоставляется во временное владение и пользование на определенный срок (от одних суток до одного года).

3.4 По формам прокат подразделяют на:

- прокат имущества исполнителя в специально оборудованных помещениях;

- прокат, предполагающий транспортировку имущества исполнителя, переданного в прокат.

3.5 По способам оформления прокат подразделяют на:

- прокат, оформляемый договором: предусматривает обязательное заключение договора проката (требуется, как правило, при срочном прокате);

- прокат, оформляемый квитанцией: допускается оформление проката с помощью квитанции (как правило, при почасовом прокате);

Примечание - Квитанция может рассматриваться как договор, если включает все обязательные реквизиты.


- прокат, оформляемый с использованием цифровых технологий: заполнение электронного договора или электронной квитанции с последующей оплатой через терминалы или онлайн-сервисы банка.

3.6 По способам оплаты прокат подразделяют на:

- прокат, оплачиваемый периодически: оплата по договору проката вносится периодически (как правило, при заключении проката на срок более одного месяца);

- прокат, оплачиваемый единовременно: оплата по договору проката вносится единовременно (как правило, при заключении проката на сравнительно небольшой срок, а также при почасовом прокате).

3.7 В зависимости от организации оказания услуг проката различают прокат по методам обслуживания потребителей, способам приема заказов и формам обеспечения возврата предметов проката.

3.7.1 По методам обслуживания потребителей различают:

- обслуживание через специализированные пункты проката;

- обслуживание потребителей на дому;

- обслуживание через специализированные пункты проката или на дому потребителей по предварительному заказу (с использованием каталогов).

3.7.2 По способам приема заказа различают:

- прием заказа в специализированном пункте проката;

- дистанционный прием заказов (по телефону, с помощью цифровых технологий).

3.7.3 По формам обеспечения возврата предметов проката различают:

- беззалоговый прокат;

- прокат с применением залогового механизма.

     4 Общие требования к услугам проката

4.1 Услуги проката должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и интересам потребителей, быть безопасными для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.

4.2 Услуги проката должны предоставляться в соответствии с действующим законодательством [1], нормативными и техническими документами на товары, изделия, технологии и пр.

4.3 Правовое регулирование услуг проката осуществляется в соответствии с [1], [2], [3].

4.4 Все затраты по содержанию имущества предприятия, предоставляющего услуги проката, возлагаются на исполнителя услуг.

4.5 Услуги проката могут предоставляться в качестве не основной, а дополнительной деятельности или в качестве сопутствующей услуги. Например, бани могут осуществлять прокат банного белья, аптеки - изделий медицинского назначения, гостиницы - предметов культурно-бытового назначения, строительные организации - строительного оборудования, предприятия питания - технологического оборудования, мебели, столовой посуды и белья для выездных мероприятий и т.д.

4.6 Услуги проката следует осуществлять в специально оборудованных помещениях, отвечающих требованиям хранения и содержания имущества данного вида согласно нормативным документам.

Примечания

1 При оказании услуг проката автомобилей предприятие проката должно иметь площади для парковки автомобилей [4].

2 При оказании услуг проката животных должны быть в наличии оборудованные участки земли для выгула животных.

3 При оказании услуг сезонного характера исполнитель должен иметь специально оборудованное помещение для хранения предметов проката в межсезонный период.

4.7 Информационное обеспечение