Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57555-2017 (ИСО 19901-3:2014) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Верхние строения

     7.9 Эксплуатационная надежность


ВС должны выдерживать все потенциально опасные воздействия, возникающие с определенной вероятностью, без возникновения недопустимых повреждений. Повреждение в результате случайной аварийной ситуации, возникающей с обоснованной вероятностью, не должно приводить к полной утрате целостности конструкции. Целостность поврежденной конструкции должна обеспечивать возможность остановки технологических процессов и/или безопасную эвакуацию персонала. Необходимо использовать схемы перекрытий, которые обеспечивают перераспределение воспринимаемых нагрузок.

Перед подробным анализом необходимо рассмотреть качественные оценки мер по улучшению эксплуатационной надежности второстепенных конструкций, таких как опоры трубопроводов или крепежные элементы оборудования. Для вновь проектируемых ВС необходимо оценить степень отступления от проектных решений на предприятии-изготовителе или сразу после монтажа перед началом эксплуатации.

Оценка отступления от проектных решений представляет собой визуальную оценку имеющихся конструкций и оборудования сразу после монтажа на месте эксплуатации. Данная оценка должна состоять из следующих этапов:

- планирование осмотров;

- подготовка документации для осмотров;

- оценочное определение зон потенциально сильных вибраций, а также выявление конструкций и оборудования, подверженных наибольшему риску;

- визуальная оценка;

- обработка результатов визуальной оценки;

- подготовка отчетов и рекомендаций.

Эксплуатационная надежность обеспечивается путем учета аварийных предельных состояний, обусловленных рисками для конструкций.

Процедура проектирования с учетом требований эксплуатационной надежности должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 54483:

- планирование всех этапов разработки и эксплуатации;

- устранение влияния опасностей на конструкции путем исключения их источников;

- минимизация последствий;

- проектирование с учетом рисков.

Если гарантированное устранение рисков невозможно, возможна минимизация последствия или выполнения проектирования с учетом опасностей. В первом случае конструкции ВС необходимо рассчитывать таким образом, чтобы все первичные элементы конструкций, не защищенные от потенциальных опасностей, обладали запасом прочности и могли выдерживать силы, перераспределяемые в пределах конструкций ВС. Во втором случае критически важные элементы, подверженные рискам, рассчитываются таким образом, чтобы их прочность оказалась достаточной для противодействия потенциальным опасностям.

При условии малой вероятности возникновения потенциальных опасностей требования в отношении эксплуатационной надежности не должны предусматривать сохранения эксплуатационной пригодности всей конструкции после удаления любого ее элемента. Отправной точкой при проектировании является наиболее маловероятная опасность (по сравнению с обычными расчетными ситуациями), которой нельзя пренебречь. Требования в отношении эксплуатационной надежности не предъявляют при отсутствии потенциальных опасностей. Рассмотрение отдельных рисков выполняют независимо друг от друга, затем определяют их взаимосвязь и оценку совокупного влияния.

Во время планирования необходимо выявить области и элементы, подверженные наибольшему риску. Обработка результатов визуальной оценки представляет собой простые вычисления, выполняемые с целью подтверждения адекватности креплений при наличии сомнений в их практической пригодности. Необходимо выявить, задокументировать и реализовать в кратчайшие сроки необходимость проведения ремонта.

Визуальный осмотр не ограничивается только физической проверкой ВС, поскольку подразумевает выполнение всех действий, необходимых для подтверждения адекватности оцениваемых элементов. Сюда входят начальная идентификация критических элементов обеспечения безопасности, определение возможности элементов и их креплений выдерживать возникающие воздействия, определение возможности элементов и их опор сохранять упругость при экстремальных воздействиях, а также определение существования какого-либо взаимодействия с прилегающим оборудованием или конструкциями. Анализ опорных конструкций и площадок доступа к оборудованию должен основываться на ранее полученной практической информации и рассмотрении возможных путей приложения нагрузок для различных схем нагружения.