Для того чтобы разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему экологического менеджмента, организация должна определить среду, в которой она функционирует. Среда включает в себя внешние и внутренние факторы, в том числе экологические условия, относящиеся к намерению организации и влияющие на ее способность достигать намеченные результаты ее системы экологического менеджмента. Намерение организации находит отражение в ее видении и миссии.
Термин "намеченный результат" подразумевает то, чего организация намеревается достичь посредством внедрения ее системы экологического менеджмента. Намеченные результаты включают в себя повышение экологических результатов деятельности, выполнение принятых обязательств и достижение экологических целей. Это минимально возможные, ключевые результаты. Однако организация может устанавливать дополнительные намеченные результаты, такие, которые выходят за рамки требований системы экологического менеджмента. Например, организация может получить преимущество от применения социальных и экологических принципов в поддержку более обширных инициатив в отношении устойчивости.
Понимание среды организации очень важно, так как организация функционирует не изолированно и подвергается влиянию внешних и внутренних факторов, таких как доступность ресурсов и вовлеченность ее работников. Среда организации может охватывать сложность организации, ее структуру, виды деятельности и географическое местоположение ее функциональных подразделений как на уровне организации в целом, так и на локальном уровне.
Среда организации включает в себя окружающую природную среду, в которой она функционирует. Окружающая природная среда может создавать условия и события, которые оказывают влияние на виды деятельности организации, продукцию и услуги. Условия могут быть существующие или подлежать постепенному изменению, в то время как событие может вызвать внезапную перемену, которая обычно объясняется экстремальной ситуацией. Подготовка к последствиям таких условий и событий, а также их менеджмент обеспечивают непрерывность бизнеса.
Факторы являются важной темой для организации, проблемами для дискуссии, обсуждения или изменения обстоятельств, которые влияют на способность организации достигать намеченных результатов, установленных для ее системы экологического менеджмента.
Чтобы понять, какие факторы являются важными, организация может рассмотреть те, которые:
- являются движущими факторами и тенденциями, например, имеющими отношение к экологическим условиям или заинтересованным сторонам;
- представляют проблемы для окружающей среды и организации;
- могут быть использованы для получения положительного эффекта, в том числе инноваций, ведущих к улучшению экологических результатов деятельности;
- предлагают конкурентные преимущества, включая сокращение затрат, ценность для потребителей, или повышение репутации и имиджа организации.
Организация, внедряющая или улучшающая систему экологического менеджмента или интегрирующая систему экологического менеджмента в существующие бизнес-процессы, должна анализировать свою среду для того, чтобы получить знания о соответствующих факторах, которые могут повлиять на систему экологического менеджмента. Такой анализ может быть полезным, если он будет учитывать концепцию жизненного цикла и межфункциональные службы, включающие закупки, финансы, человеческие ресурсы, инжиниринг, проектирование, продажи и маркетинг. Анализ может включать в себя следующие ключевые области:
a) идентификацию соответствующих внешних и внутренних факторов, включая экологические условия, события, которые имеют отношение к деятельности организации, ее продукции и услугам;
b) рассмотрение того, как эти факторы могут влиять на намерение организации и способность достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента;
c) понимание того, как a) и b) могут быть учтены при планировании (см. 6.1.1);
d) идентификацию возможностей для улучшения ее экологических результатов деятельности (см. 10.3).
Концепция жизненного цикла предполагает рассмотрение того, как организация управляет и влияет на стадии жизненного цикла ее продукции и услуг. Такой подход позволяет организации идентифицировать те области, где, с учетом сферы ее деятельности, она может минимизировать влияние на окружающую среду и одновременно добавлять ценность для организации.
В блоках практической помощи N 1-3 приведены примеры того, что может быть рассмотрено для определения внешних факторов, экологических условий, включая события, а также внутренних факторов.
Блок практической помощи N 1 - Внешние факторы |
Факторы могут включать в себя: - политические: тип существующей политической системы, например демократия, диктатура; уровень политического влияния на развитие бизнеса; готовность политиков результативно использовать свои полномочия; - экономические: доступность ресурсов, таких как топливо, газ и вода, инфраструктура и транспорт, в том числе жилищный фонд, автомобильные и железные дороги, морские порты и аэропорты; |
- финансовые: финансовая система, также наличие и доступность финансовых ресурсов; - конкурентные: другие местные организации с аналогичными намерениями, а также представления, которые, при необходимости, могут быть приняты для поддержания конкурентоспособной позиции, такие как устойчивость, экодизайн и экомаркировка; - менеджмент цепи поставок: доступность, способности и возможности поставщика, уровень технологий и требования потребителей; - социальные: этнические ценности, гендерные вопросы, взяточничество и коррупция, доступность рабочей силы, доступность образования и медицинского обслуживания, уровень образования рабочей силы и уровень преступности; - культурные: местные захоронения или священные места, наследие в виде зданий/имущества, доступность определенных ресурсов, таких как травяные/лекарственные растения, ремесленные материалы, продукты питания, используемые в культурном контексте для церемониальных целей, религиозная система и эстетические ценности; - рыночные и общественные потребности: текущие и будущие тенденции рынка в отношении продукции и услуг, в том числе тенденции в отношении энергопотребления и эффективного использования ресурсов; - технологические: наличие и доступность технологий, актуальных для организации; - законодательные: законодательная база, в рамках которой организация функционирует; |
Примечание - Законодательная база включает в себя законодательные, нормативные и другие формы правовых требований. - природные: текущие и будущие климатические и другие условия, физические условия, биоразнообразие, редкие и исчезающие виды, экосистемы, наличие ресурсов, в том числе их количество, качество и доступность; возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, конкретные экологический сектор/промышленные особенности. |
Блок практической помощи N 2 - Экологические условия, включая события |
Экологические условия, которые могут влиять на деятельность организации, ее продукцию и услуги, могут включать, например, климатические изменения температуры, которые могут помешать организации в выращивании отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Примером экологического события может быть наводнение вследствие экстремальных погодных условий, которое может повлиять на деятельность организации, например на хранение опасных веществ в целях предотвращения загрязнения окружающей среды. Принятие во внимание некоторых из следующих источников информации может помочь организации определить ее экологические условия, включая экологические события: a) метеорологические, геологические, гидрологические и экологические данные; b) исторические сведения, связанные со стихийным бедствием по месту нахождения организации; c) отчеты предыдущих аудитов, оценок или анализов, таких как первоначальный экологический анализ или оценка жизненного цикла, при возможности; d) данные мониторинга окружающей среды; e) экологические разрешения или применяемые лицензии; f) отчеты о чрезвычайных ситуациях и инцидентах с экологическими последствиями. |
Блок практической помощи N 3 - Внутренние факторы |
Факторы могут включать в себя: - организационную структуру и схему управления организацией: государственная и договорная система управления, включая регистрацию и отчетность; вид структуры (иерархическая, матричная, одноуровневая, проектная); совместные предприятия и услуги, предоставляемые по договору; взаимоотношения с материнской компанией, распределение функций, ответственности и полномочий; - соблюдение законодательных требований: состояние и тенденции; - политики, цели и стратегии: намерение, видение, бизнес-цели, другие цели и стратегии, а также ресурсы, необходимые для их достижения; - способности и возможности: способности, возможности и знания организации с точки зрения ресурсов и компетентности (например, капитал, время, люди, язык, процессы, системы и технологии, а также их поддержание); - информационные системы: информационные потоки и процессы принятия решений (как официальные, так и неофициальные), а также необходимое для них время; - взаимоотношения с внутренними заинтересованными сторонами, восприятие и ценности внутренних заинтересованных сторон; - системы менеджмента и стандарты: сильные и слабые стороны существующей(их) систем(ы) менеджмента организации, руководящие указания и модели, используемые организацией, например, для бухгалтерского учета и финансов, качества, безопасности труда и охраны здоровья; - стиль и культуру организации: семейный бизнес, государственная или частная компания, стиль менеджмента и лидерства, культуру открытости или закрытости, процессы принятия решений; - договоры: форму, содержание и объем договорных отношений. Методы, которые можно использовать для исследования соответствующих внутренних факторов, включают сбор информации, относящейся к имеющейся системе менеджмента, как указано выше, включая интервью с лицами, работавшими ранее или работающими в настоящее время под управлением организации, а также анализ результатов внутреннего и внешнего обмена информацией. |
Процесс, применяемый организацией для развития понимания своей среды, должен в результате дать знания, которые могут быть использованы организацией для управления своими усилиями по планированию, внедрению и функционированию системы экологического менеджмента. К процессу необходимо подойти с практической точки зрения, чтобы повысить значимость организации и получить общее концептуальное понимание наиболее важных факторов. Может быть полезным документировать и периодически актуализировать этот процесс и его результаты по мере необходимости.
Результаты могут быть использованы для помощи организации в: