Действующий

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой)

     5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением от сжатия

5.9.1 Дымность отработавших газов дизеля КТС категорий М, N и допускается проверять при температуре окружающего воздуха от 0°С до 35°С и атмосферном давлении от 92 до 105 кПа.

5.9.2 Для проверки дымности используют соответствующие установленным требованиям дымомеры с эффективной базой L, равной 0,43 м линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Соотношение основного и вспомогательного показателей дымности k в N приведено в приложении Д.

5.9.3 Перед измерениями дымности проверяют комплектность и сохранность системы выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ. При выявлении повреждений или некомплектности системы выпуска дымность отработавших газов не проверяют, а КТС признают не соответствующим установленным требованиям к дизелю.

5.9.4 Перед измерениями двигатель КТС прогревают до установленной изготовителем рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, а при отсутствии таких данных - до температуры не ниже 60°С. При проверке КТС с уже заведомо прогретым двигателем измерения температуры не проводят.

5.9.5 Температуру масла в поддоне картера двигателя измеряют (при необходимости) термометром с диапазоном 0...100°С и погрешностью не более ±2,5°С.

5.9.6 Для подвода отработавших газов от выпускной трубы КТС к измерительной камере дымомера используют пробоотборный зонд, предотвращающий утечки и подсос воздуха.

5.9.7 Перед измерением дымности на неподвижном КТС выполняют следующие операции:

- устанавливают датчик температуры масла или охлаждающей жидкости;

- двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения, причем продолжительность работы прогретого двигателя на холостом ходу до начала измерений не должна превышать 5 мин;

- заглушают двигатель;

- затормаживают КТС стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг переключения передач (для КТС с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.

5.9.8 Дымность измеряют в шести последовательных циклах свободного ускорения коленчатого вала двигателя:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на равномерно перемещают педаль подачи топлива за 0,5...1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2...3 с. Отпускают педаль и через 8...10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- фиксируют максимальные показания дымомера в каждом из последних четырех i-x циклов свободного ускорения;

- измеренные значения дымности считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м;

5.9.9 По четырем последним измерениям дымности рассчитывают среднеарифметическое значение дымности , которое принимают за результат измерений и сравнивают полученное значение с нормативным. Схематический вид графиков изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе одного цикла свободного ускорения приведен в приложении Е.

5.9.10 Дымность КТС с раздельными выпускными системами измеряют для каждой выпускной трубы. За результат измерения принимают большее из среднеарифметических значений дымности , полученное для одной из выпускных труб.

5.9.11 При проверках дымности отработавших газов КТС в помещениях соблюдают предписания по безопасности труда национальных нормативных документов, а для КТС с автоматической коробкой передач учитывают кроме того требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес.