Действующий

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой)

     4.9 Требования к двигателю и его системам

4.9.1 Содержание оксида углерода (СО) в отработавших газах КТС с бензиновыми и газовыми двигателями в режиме холостого хода на минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала двигателя должно быть не выше значений, указанных в эксплуатационной документации изготовителя КТС, а при отсутствии этих данных - не выше значений, приведенных в таблице 4.11.

Таблица 4.11 - Предельно допустимые значения содержания оксида углерода (СО) в отработавших газах КТС с бензиновыми и газовыми двигателями

Категория и комплектация КТС системой нейтрализации отработавших газов

Частота вращения коленчатого вала двигателя

СО, объемная доля, процентов

М и N, экологических классов 0, 1, изготовленные до 31.12.1986

Минимальная

4,5

М и N, экологических классов 0, 1, 2, изготовленные с 01.01.1987 по 31.12.2006

Минимальная

3,5


Повышенная

2,0

М и N, экологических классов 2, 3, 4, изготовленные до 01.01.2013

Минимальная

0,5


Повышенная

0,3

М и N, экологического класса 4 и выше, изготовленные с 01.01.2013

Минимальная

0,3


Повышенная

0,2

L

Минимальная

4,5


Повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя в пределах 2500...2800 мин.

4.9.2 Значение коэффициента избытка воздуха при повышенной частоте вращения коленчатого вала бензиновых и работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) двигателей КТС категорий М1, N1 экологического класса 3 и выше и КТС категорий М2, М3, N2, N3 экологического класса 3 и выше с бензиновыми двигателями должно быть в пределах, установленных при оценке соответствия типа КТС перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных значение коэффициента должно быть в пределах от 0,97 до 1,03.

Коэффициент избытка воздуха КТС категорий М1 и N1 экологического класса 3 и выше, работающих на компримированном (КПГ) и сжиженном (СПГ) природном газе должен быть в пределах значений, установленных изготовителем, а при их отсутствии, в том числе для КТС, переоборудованных в эксплуатации для работы на СУГ, определение не проводится.

Для КТС категорий М2, М3, N2, N3 экологического класса 3 и выше с газовыми двигателями должно быть в пределах значений, установленных изготовителем, а при их отсутствии, в том числе для КТС, переоборудованных в эксплуатации для работы на СУГ, определение не проводится.

4.9.3 Дымность отработавших газов КТС с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значения, указанного в документах, удостоверяющих соответствие КТС требованиям [2], либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или на КТС, либо приведенных изготовителем в эксплуатационной документации. При отсутствии указанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать следующих значений:

а) для двигателей экологического класса 3 и ниже:

- 2,5 м для двигателей без наддува;

- 3,0 м для двигателей с наддувом;

б) для двигателей экологического класса 4 и выше - 1,5 м.

4.9.4 Отсутствие и видимые повреждения элементов контроля и управления двигателем и системы снижения выбросов (электронный блок управления двигателем, кислородный датчик, каталитический нейтрализатор, система вентиляции картера двигателя, система рециркуляции отработавших газов, система улавливания паров топлива и другие) не допускаются.

4.9.5 На КТС, оснащенных диагностическим индикатором двигателя или бортовой системой диагностирования, эти индикатор и система должны быть работоспособны, а их показания должны соответствовать работоспособному состоянию двигателя и системы нейтрализации отработавших газов (не должно быть сохраненных кодов неисправностей двигателя и системы нейтрализации отработавших газов).

4.9.6 Системы питания и выпуска КТС должны быть комплектны и герметичны. Подтекания и каплепадение топлива в системе питания не допускаются. Подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска, не допускаются. Системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации КТС, должны быть комплектны и герметичны.

4.9.7 Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются. Отсутствие, повреждение или ослабление деталей крепления элементов системы питания не допускаются.

4.9.8 Система питания газобаллонных КТС должна соответствовать следующим требованиям:

а) на каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем;

б) на каждом газовом баллоне, установленном на КТС, должны быть четко нанесены нестираемым образом, по меньшей мере, данные о его серийном номере;

в) газобаллонное оборудование на КТС подвергается периодическим испытаниям в специально уполномоченных организациях с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют документ, подтверждающий проведение периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на КТС;

г) внесение изменений в конструкцию и комплектность установленного газобаллонного оборудования при эксплуатации не допускается. Изменения, вносимые при ремонте газобаллонного оборудования (замена редуктора или баллона), оформляются специально уполномоченными организациями документ, подтверждающий соответствие газобаллонного оборудования требованиям безопасности;

д) не допускается:

- использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования;

- нарушения крепления компонентов газобаллонного оборудования;

- утечки газа из компонентов газобаллонного оборудования и в местах их соединений.

4.9.9 Уровень шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС, измеренный на расстоянии (0,5±0,05) м от среза выпускной трубы под углом 45°±15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу в режимах целевой частоты вращения коленчатого вала и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБА значений, установленных изготовителем КТС, а при отсутствии этих данных - значений, указанных в таблице 4.12.